iz.com.ua

Главные, Запорожье
В сбитом над Луганском самолете погибли летчики из Мелитополя и десантники из нескольких областей
Поделиться

Последний полет

В сбитом над Луганском самолете погибли летчики из Мелитополя и десантники из нескольких областей
Такие фото с места, где упал Ил–76МД, разлетелись по всему Интернету. В обломках шарят люди в камуфляже, скорей всего, «ополченцы»

14 июня стало черной датой не только в истории 25–й бригады транспортной авиации, но и всего Мелитополя, где она дислоцируется. Экипаж из этой бригады погиб в небе над Луганском, доставляя на борту Ил–76МД в зону антитеррористической операции военнослужащих 25–й отдельной Днепропетровской воздушно–десантной бригады, а также грузы. В этом рейсе никто не выжил…

…Официальная информация о сбитом при заходе на посадку транспортном гиганте Ил–76МД в аэропорту Луганска появилась на сайте Минобороны Украины в 5 утра 14 июня. В сообщении говорилось, что к этому причастны террористы, которые «цинично и коварно выстрелами из зенитной установки и крупнокалиберного пулемета поразили самолет».

Переносной зенитный ракетный комплекс «Игла»

В сбитом над Луганском самолете погибли летчики из Мелитополя и десантники из нескольких областей

Комплекс «Игла» – удобное оружие для нападения
на низколетящую авиацию. С ним легко справиться в одиночку, ракета — самонаводящаяся. Для транспортировки достаточно легкового автомобиля.

Естественно, первый вопрос, который взволновал жителей Мелитополя: не наши ли летчики? У мелитопольцев в 25–й бригаде транспортной авиации либо служил, либо сейчас служит кто–то из родственников, знакомых, соседей, однокашников… К сожалению, забеспокоились не зря, о чем «Индустриалке» стало известно от представителя командования подразделения, который как раз доносил страшную новость до родных погибших членов экипажа.

Спустя несколько часов он же озвучил нашему изданию список погибших, который потом подхватили другие СМИ. Взрослый мужчина не сразу смог совладать с собой, называя имена сослуживцев. Членам экипажа от 30 до 46 лет, только один из них не женат…
Подробностей представитель командования бригады не сообщил, сославшись на то, что ведется разбирательство, и только посетовал, что Ил–76МД – самолет, в котором «много керосина», что и спровоцировало его взрыв после попадания из переносного зенитного ракетного комплекса. А также отметил, что иметь дело украинским военно–служащим приходится с сильным и опасным противником. В данном случае так называемыми ополченцами, причастность которых к уничтожению самолета подтвердили в пресс–службе штаба самопровозглашенной Луганской народной республики: «Был нарушен приказ Болотова (главы ЛНР) о закрытии воздушного пространства над Луганском. В документе говорилось, что в случае нарушения приказа будут приняты соответствующие меры».

В сбитом над Луганском самолете погибли летчики из Мелитополя и десантники из нескольких областей

ОБСТРЕЛ ВТОРОГО САМОЛЕТА ВЕЛСЯ НА УНИЧТОЖЕНИЕ

На сегодня существует масса версий случившегося в небе над Луганском, вплоть до такой: никакого ЧП с самолетом не было, это кому–то выгодная постановка. Оставим ее на совести авторов и акцентируем внимание, что факт потери Ил–76МД, на борту которого находилось 49 человек – кроме авиаторов из Мелитополя, также десантники из Днепропетровской, Кировоградской, Донецкой, Луганской, Харьковской, Херсонской, Львовской областей – признан на всех уровнях. Его расследованием занимается прокуратура Южного региона Украины по контролю над соблюдением законов в военной сфере.

Ищет виновных и Минобороны, параллельно открещиваясь от обвинений, что генералы посылали ребят на верную смерть. Ведь журналисты растиражировали данные о том, что накануне операции с членами экипажей, а в Луганск в ту ночь было направлено три самолета (первому удалось сесть, второй был расстрелян, а третий вернулся на базу), связывались луганские сепаратисты и предупреждали, что будут атаковать. Об этом в известность якобы было поставлено вышестоящее руководство, но приказа отменять никто не стал.

А вечером воскресенья и.о. министра обороны Михаил Коваль в прямом эфире на канале «1+1» заверил, что ничего о подобных планах боевиков известно не было, и отметил, что предварительная зачистка вокруг аэропорта была проведена. Но, как оказалось, она была неэффективной.
– Профессионалы работали, самолет был на достаточно высокой высоте и заходил на глиссаду (траектория снижения во время посадки. – Е.Д.), – отметил глава оборонного ведомства. – То, что произошло, было на расстоянии 7–8 километров от аэропорта, где фактически не было возможности контролировать ситуацию. Террористы намеренно осуществили обстрел второго самолета на поражение. Было выпущено две ракеты, а этот самолет даже при попадании ракет в двигатели мог совершить аварийную посадку. После чего была выпущена очень длинная очередь из крупнокалиберного пулемета 12,7 – или ДШК, или «Утес». И стреляли бронебойно–зажигательными патронами. Взорвалось крыло самолета, где находился авиационный керосин, и самолет упал на землю.

А еще одному изданию Михаил Коваль заявил, что террористы мало того, что были мобильны,
передвигались на внедорожнике, но и были хорошо подготовлены. А затем предположил, что речь может идти об измене со стороны диспетчеров, которые отслеживали полет.

Президент Украины Петр Порошенко «поставил на вид» главе СБУ, которая курирует проведение антитеррористической операции, «невыполнение мероприятий по обеспечению безопасности военно–транспортной авиации во время выполнения боевого задания» и потребовал про–анализировать причины, которые привели к катастрофе, и подать кадровые предложения. Глава государства объявил 15 июня днем траура по погибшим военнослужащим и поручил Кабинету министров Украины до вторника выделить их семьям по 610 тыс. гривен.

«ОБИДНО ДО БОЛИ НЕ ЗА РЕБЯТ – ОНИ УЖЕ ДОМА»

В Мелитополе траур в связи с гибелью экипажа объявлен с 15 по 17 июня, на это время отменены все развлекательные мероприятия и приспущены государственные флаги. Уже принято решение, где будут похоронены авиаторы: вечный покой они обретут в братской могиле на кладбище Новое–1, рядом с летчиками, погибшими при исполнении служебных обязанностей (Илы с нашими экипажами разбились при взлете в Индии в мае 2004 года и летом 1997 года в ОАЭ, тогда самолет упал в Персидский залив). Хотя от местных активистов и звучали предложения сделать это на мемориале, где покоятся участники Великой Отечественной войны, но, видимо, этот вариант не нашел одобрения у побратимов и родных ребят, погибших в Луганске.
Когда же семьи смогут попрощаться со своими кормильцами, пока не ясно – неизвестно, смогли ли украинские подразделения оперативно попасть на место трагедии. На этот счет есть очень много противоречивой информации.

В любом случае, на идентификацию останков военнослужащих может понадобиться много времени, скорей всего, будет проводиться генетическая экспертиза, и только после этого летчиков и десантников официально признают погибшими. И это ожидание станет еще одним испытанием для осиротевших семей. Их не оставляют без поддержки сослуживцы мужей и сыновей, близкие, да и большинство горожан готовы протянуть руку помощи и пока не привыкли говорить о них в прошедшем времени…

– Такие славные ребята ушли в вечность! – говорит Надежда. – Миша Дьяков – золотой ученик моей школы, гордость, лучший летчик. Как мы все гордились им! За что? Как жить его маме Ларисе Ивановне?
– Витя Ментус – мой одноклассник, – рассказывает Луиза. – Замечательный, добрый и веселый парень. Ему 32 исполнилось ровно неделю назад. Сынишка маленький без папы остался…

– Не могу, так сердце за ребят болит, видел их перед вылетом, и вот уже их нет, а их голоса, фразы и шутки звучат в голове, – пишет на своей страничке в Facebook еще один мелитополец. – Безумие! Страна мародёров и предателей в погонах… Ведь 100% разведка знала об этой установке, из которой убили ребят, не могло быть иначе, это же не травматом из кустов стрелять. Она заезжала, устанавливалась и так далее. Почему все так по–идиотски в нашей стране?

– Обидно до боли, не за ребят, они уже дома, – выразил свою точку зрения на трагедию в соцсетях еще один горожанин. – Обидно за их семьи… Обидно за нашу страну, которой плевать на своих сыновей… Эх… Как говорится, человек жив, пока жива память о нем! Вечная память героям и мученикам!

Экипаж сбитого Ил–76

В сбитом над Луганском самолете погибли летчики из Мелитополя и десантники из нескольких областей

— Заместитель командира эскадрильи гвардии подполковник Александр Белый, 1976 г. р.

— начальник воздушно–огневой тактической подготовки гвардии майор Михаил Дьяков, 1968 г. р.

— штурман авиационной эскадрильи гвардии капитан Игорь Скачков, 1977 г. р.

— начальник техническо–эксплуатационной части инженерно–авиационной службы эскадрильи гвардии капитан Сергей Телегин, 1971 г. р.

— бортовой авиатехник гвардии старший лейтенант Владимир Буркавцов, 1976 г. р.

— старший бортовой авиатехник гвардии старший лейтенант Александр Козолий, 1984 г. р.

— старший техник обслуживания радио–электронного оборудования гвардии старший лейтенант Олег Павленко, 1971 г. р.

— старший воздушный стрелок гвардии прапорщик Александр Ковалик, 1972 г. р.

— старший воздушный радист гвардии прапорщик Виктор Ментус, 1982 г. р.