Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Здоровье
В Запорожье помогают детям, у которых глаза видят разные картинки
Поделиться

Среди дошкольников с нарушением зрения большой процент детей с амблиопией и косоглазием. Что такое амблиопия и что нужно делать родителям, если их ребенку поставлен такой диагноз, рассказывает консультант–тифлопедагог коммунального учреждения «Областная психолого–медико–педагогическая консультация» Валентина Легина

В Запорожье помогают детям, у которых глаза видят разные картинки

Амблиопия – это заболевание, при котором один глаз почти (или совсем) не задействован в процессе зрения. Глаза видят разные картинки, и мозг не может их совместить в одну объёмную. В результате он просто подавляет работу одного глаза. При амблиопии также отсутствует бинокулярное зрение (способность видеть двумя глазами одновременно, при этом предмет, который рассматривается, воспринимается как одно целое).

Своевременное выявление амблиопии, её причин, лечение в раннем и дошкольном возрасте (до 6 лет) способствуют восстановлению зрения. Лечение в более взрослом возрасте будет менее эффективным, но в некоторых случаях может значительно улучшить зрение. После 11 лет вылечить её сложно.
Если амблиопия возникла на одном глазу, то возникает ситуация ведущего и ленивого глаза: зрительная нагрузка падает на здоровый или лучше видящий глаз, и таким образом на амблиопичном глазу зрение постепенно снижается, глаз прекращает принимать участие в зрительном акте, возникает косоглазие. Амблиопия и косоглазие шагают рядом и лечатся одновременно.

В Запорожье помогают детям, у которых глаза видят разные картинки

Лечение будет более эффективным, если с ребятами будут работать медики, педагоги (специалисты – тифлопедагоги) и сами родители, если эта работа будет основываться на знаниях особенностей таких детей, индивидуальном и дифференцированном подходе к их обучению. Лучше всего, если ребенок получает эту помощь в специальном дошкольном учебном заведении. Условием эффективной лечебно–восстановительной работы являются режим дня, достаточное количество времени пребывания ребёнка на воздухе, двигательная активность малышей.

У ребёнка необходимо развивать цветовое восприятие как основу восстановления зрительных функций. Вначале их знакомят с цветовыми эталонами: дети запоминают цвета, привязывая их к предметам, которые детям хорошо знакомы и относительно постоянны по цвету (зелёный, как листик, как какая–то игрушка). Затем им можно предложить различать оттенки (темнее, светлее).

В Запорожье помогают детям, у которых глаза видят разные картинки

Очень полезны упражнения «Найди красный предмет (в цветовом ряду)», «Найди такой же цвет», «Сложи в коробочку только желтые шарики», «Назови только зелёные предметы, которые видишь вокруг», «Какой цвет лишний?». Полезно составление ряда из предметов в ритмической последовательности: «Закончи бусы для куклы…» (вначале – 2 цвета, потом – 3, потом использовать чередование и цвета, и формы, и величины по мере усвоения детьми заданий; обучения их работать по образцу, по аналогии).

После закрепления представлений о цвете в микро– и макропространственной ориентировке детей приобщают к составлению ряда предметов по насыщенности цвета (от 3–4 оттенков в 3 года и до 10 оттенков – в 6 лет).

Ребята способны различать тёплые цвета, ориентируясь на солнце, и холодные. Предложите им из основных цветов (красный, синий, жёлтый) получить промежуточные (оранжевый, зелёный, фиолетовый). Дидактические упражнения «Какого цвета не стало?», «Что изменилось?», «Найди по нескольким признакам такой же предмет», «Помоги осени раскрасить листья в оранжевый цвет (предлагая только основные краски – красную и жёлтую)» активизируют мыслительную деятельность, развивают самостоятельность, активность, творчество, а значит, и уверенность в себе. Картинки, книги для рассматривания малышам со сходящимся косоглазием нужно предлагать на подставках под углом 45 градусов, рисование – на мольбертах.

Детям с расходящимся косоглазием способствовать соединению взора будет работа на ровной поверхности стола. Учите ребят обводить трафареты карандашом. Вначале это внешние обводки, потом внутренние. Также детям интересно наводить контур предмета через цветную копирку или через кальку разной прозрачности (после консультации с врачом).

Поощряйте сопровождение рисования проговариванием, т.к. в это время возбуждаются зрительный, речевой центры, центр мелкой моторики, что влечёт за собой дополнительное усиливающееся возбуждение тех же всех центров и способствует развитию зрения, речи, мелкой моторики. Очень полезны для наших ребят различные мозаики, сортировка семян (вначале можно использовать фасоль и горох, но постепенно перейти к мелким семенам), шнуровка, игры с кубиками, конструктором. В процессе рисования, игр и упражнений с мелкими предметами у детей развивается координация руки и глаза, развиваются тонкие мышцы пальцев.

На этом этапе лечения амблиопии и косоглазия очень важно научить ребёнка использовать все анализаторы для обследования предмета. Им нравится игра «Что в мешочке?». Как варианты: «Что в варежке?…в коробочке?». Показателем усвоения способов зрительного восприятия является выполнение ребёнком самостоятельных действий в различных видах деятельности.

Уважаемые родители, консультативную помощь по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения вы можете получить в КУ «Областная
психолого–медико–педагогическая консультация». Наш адрес: г. Запорожье, ул. Запорожская, 13а, тел. 62–34–71.


Комментарии читателей