Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Почему в Токмаке солдат не протрубил победу?
Поделиться

 

Почему в Токмаке солдат не протрубил победу?70 лет назад на территории Запорожской области велись жестокие бои по освобождению нашей земли от фашистских завоевателей. В память о тех событиях  в городах, селах  и поселках установлены памятники
и памятные знаки, над  созданием которых трудились как отдельные авторы, так и авторские коллективы, синтезируя архитектуру и скульптуру в единый художественный образ

ЗАПОРОЖЬЕ

 

Автор многих известных памятников и монументов, доктор философии в архитектуре Юрий Павлович Егоров рассказал «Индустриалке» об одном из аспектов такой творческой работы — использование аллегорий и символов в военной тематике.

Белые и черные символы  прошедшей войны

– Юрий Павлович, в большинстве памятников символом прошедшей войны является фигура солдата в каске и с автоматом в руке. А в памятнике на окраине Орехова символом воинов стал журавль, улетающий в Вечность. Как был воспринят этот символ при утверждении проекта?

Почему в Токмаке солдат не протрубил победу?– Сразу скажу, что этот памятник, установленный в селе Преображенка, был создан в тесном творческом союзе со скульптором Борисом Рапопортом.

Что касается символа, то белый журавль всегда был светлым образом. К тому же быстро утвердить наш проект памятника помогла очень известная в то время песня на слова Расула Гамзатова «Журавли».

– В вашем памятнике белый журавль не просто пролетает над Преображенкой, а именно улетает в Вечность. Как удалось достичь такого ощущения?

– В этом заслуга скульптора Бориса Рапопорта. Он придал журавлю трагический поворот шеи и излом крыльев.

Почему в Токмаке солдат не протрубил победу?

Это, между прочим, оказалось гораздо сложнее, чем «лепить» натуру — фигуру солдат в касках, необходимо было просмотреть десятки книг и посетить несколько зоопарков.

– Юрий Павлович, но, насколько я знаю, был эскиз с другим символом — черной птицей.

– Прежде чем вынести наш проект на утверждение в художественный и градостроительный советы, мы совместно с Борисом Рапопортом проработали «черновые» рабочие варианты. В одном из них мы штыками Советской армии «пригвоздили» к наковальне черную птицу. Получилась очень выразительная и динамичная композиция.

Но почти сразу от такого варианта мы отказались, потому что черная птица вызывала жалость и даже сочувствие. Более того, не дай Бог, если бы построили памятник, то цветы возлагались бы к подножию«черной» птицы. Представьте себе, где бы были сейчас авторы такого памятника?! А этого мы не должны были допустить.

 

Полковую трубу заменил на автомат

– Юрий Павлович, обращались ли вы к аллегориям и символам в других памятниках?

Почему в Токмаке солдат не протрубил победу?– Да, обращались. Например, в памятнике «Победа», который проектировался для Токмака, солдат должен был «протрубить» окончание войны. Был использован символ победы — труба полкового оркестра. Но солдат не протрубил победу!

Для воплощения идеи скульп–тора Бориса Рапопорта мы объединились и быстро утвердили проект на художественном и градостроительном советах Запорожья. Но республиканский совет в Киеве посчитал, что полковые оркестры играли только в гражданскую войну.

– И вы легко отказались от оригинальной идеи?

– Не совсем легко, а скульптор даже с большой болью. Все дело в том, что в Киев пришлось ездить три раза — мы надеялись на разный состав совета. Но, увы и ах! Председатель не менялся, как и решение совета.

На третий раз –  для того, чтобы утвердить хоть что–то –на модели скульптор оторвал победную трубу и дал в руку солдата автомат. Проект утвердили!

– Так почему же не построили памятник?

– Скульптор нашел отличную «натуру» – гигантского армейского атлета и вылепил в глине неплохого солдата с автоматом. Но однажды, когда я пришел в мастерскую–подвал, увидел вместо солдата развороченную глину и каркас. Ностальгия по победной трубе победила традиционный автомат.

 


Комментарии читателей