iz.com.ua

Запорожье
Запорожский народный депутат: «Федерализация? Нет!»
Поделиться

Годы работы мэром Запорожья убедили меня, что успех любого начинания реален только тогда, когда в процесс
его подготовки вовлечено максимально возможное количество интеллектуальных сил, когда оно проходит апробирование
на общественных слушаниях, получает экспертную оценку специалистов.

Запорожский народный депутат: «Федерализация? Нет!»Не первый год занимаясь проблемами реформирования системы местного самоуправления, свидетельствую: умножение рядов сторонников реформ подталкивало к дальнейшему усилению централизации власти. Парадокс? Нет, естественная реакция центра на проявления самостоятельности на местах.

С этим согласились практически все участники недавнего совещания в Киеве, посвященного проблемам реформирования местной власти. Скажу откровенно: за предложение о ликвидации областных государственных администраций и делегирование их функций исполкомам советов я обеими руками. Как и за создание райисполкомов. Работая в 90–х годах заместителем председателя облисполкома, убедился, что это эффективная, проверенная временем система управления.

Исполнительные комитеты сегодня должны взять на себя всю полноту ответственности за состояние дел в регионе. Это позволит, прежде всего, повысить подотчетность руководителей непосредственно перед местной громадой. Центральная же власть сохранит за собой ключевые функции, такие как обеспечение национальной безопасности, обороны, формирование внешней и внутренней политики.

Конечно, нововведения потребуют внесения необходимых изменений в Конституцию и законодательство. На места нужно вернуть полномочия, которые были отобраны у муниципалитетов прежней властью, прежде всего, Министерством юстиции, земельными ведомствами. Обещано, что ждать поправок долго не придется – новый вариант Основного Закона должен появиться в парламенте уже 15 апреля.

Запорожский народный депутат: «Федерализация? Нет!»Как полномочный представитель Ассоциации городов Украины в парламенте я постоянно контактирую с мэрами всех регионов. Практически все выступают за скорейшие преобразования. Мне важны их мнения. Я солидарен с городским головой Луганска Сергеем Кравченко, который подчеркивает, что пришло время от слов переходить к делу: «Мы знаем, как работать. Давайте быстрее начнем действовать. Все главы городов – от малого до крупного – понимают и прекрасно знают проблемы местных громад, так как работают непосредственно с людьми. Хотелось бы, чтобы мы сообща сделали нашу страну такой, которой будем гордиться, любить и уважать».

Мои коллеги решительно выступают против любых проявлений сепаратизма, создания «удельных княжеств». Но мы – за автономность местных бюджетов. Ведь Госказначейство сегодня превращает города фактически в заложников. Львовский мэр Андрей Садовый правильно говорит, что мы хотим иметь ясную перспективу, чтобы нормально планировать свою работу. Понимая ситуацию в стране, хотелось бы, чтобы и центр понимал руководителей органов местного самоуправления. Ведь города должны функционировать ежедневно: платежи, проблемы – их необходимо оперативно решать.

Для успешного проведения реформирования нужна каждодневная, продуманная разъяснительная работа среди населения. В пакет реформ обязательно должно входить отдельное направление по информационному обеспечению, чтобы горожане становились союзниками, сторонниками реформ.
Отраслевая схема управления должна переходить к территориальной. Большинство экспертов считает, что децентрализация власти – единственный способ сохранения целостности Украины. На повестке дня – перезагрузка страны, взбаламученной массовым протестным движением с эпицентрами на евромайданах, вопрос создания новых взаимоотношений между органами местного само–управления и представителями территориальных образований.

К сожалению, этим отношениям длительное время не придавалось особого значения. Причина – повышенная активность государства в направлении собственного построения, которая не оставляла места для реализации долгосрочной стратегии развития территориальных общин. Нередко это приводило к применению «ручного» управления, действиям «по обстоятельствам». Это микшировало проблемы жизнеобеспечения регионов, создавая «заколдованный круг», выход из которого возможен при наличии политической воли на пути к согласованию государственных и региональных интересов.

Запорожский народный депутат: «Федерализация? Нет!»
Запорожье. 30 марта. 25–метровый Флаг Украины возле здания облгосадминистрации

(Фото Прилепы Александра)

Годы работы мэром Запорожья убедили меня, что успех любого начинания реален только тогда, когда в процесс его подготовки вовлечено максимально возможное количество интеллектуальных сил, когда оно проходит апробирование на общественных слушаниях, получает экспертную оценку специалистов. В свое время я инициировал создание совета старейшин, затем совета почетных граждан города, совета трудовых коллективов, экономического, координационного совета по развитию предпринимательства, молодежного «парламента» и других общественных формирований. Приятно был удивлен тем, что от желающих поработать в них отбоя не было.

Вспомнились слова писателя и политического деятеля Украины Владимира Винниченко, который предупреждал, что взаимное равнодушие приводит к окостенению политической системы. Да и знаменитые «казацкие кола», которые постоянно практиковались на Запорожской Сечи, в нашей генной памяти навсегда сохранились.
Сегодня мы ощущаем несовершенство законодательства, которое не способствует повышению эффективности функционирования негосударственных формирований, обеспокоенных обеспечением поддержки развития территориальных общин. Подкомитет ВР и депутатское межфракционное объединение за развитие местного самоуправления, которые я возглавляю, как раз занимаются совершенствованием правовой базы по упрощению процедуры регистрации общественных организаций, предоставления им права на ведение хозяйственной деятельности, обеспечения открытого доступа к информации, государственному финансированию, снятию налоговых ограничений, ликвидации обязательств по минимальным благотворительным взносам в фонды этих организаций.

Налицо острая необходимость в улучшении механизма социального партнерства между общественными объединениями и органами местного самоуправления в предоставлении социальных услуг.

Изучив опыт многих стран, скажу, что привлечение населения к социально–экономическим, общественным процессам невозможно без так называемых «посредников» и неформальных структур, которые выступают надежным связующим звеном между членами территориальной громады и органами местного самоуправления по различным вопросам.

Пока у нас не сформирована комплексная среда, которая выступает необходимым элементом системы развития территории. Проблема исключительно в кадрах, их профессионализме. Мы испытываем также острую нужду в реальном государственно–частном партнерстве, отсутствии социальных заказов, отлаженной системы волонтерского движения. Следствием повышения уровня общественной самоорганизации явится передача части функций, которые сегодня возложены на органы местного самоуправления, общественным объединениям, возрастание личной ответственности граждан по защите своих законных прав и интересов, их воздействию (путем контроля) на властные структуры.

Внедрение политики партнерства между органами местного самоуправления и общественностью позволит многократно повысить уровень «местной демократии», улучшить атмосферу гражданского общества, будет способствовать налаживанию системы постоянной связи с лидерами общественных организаций, представителями бизнес–структур, активизации деятельности консультативных комитетов.