Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Гренландия ждет мелитопольских летчиков
Поделиться

Представители датских ВС подтвердили готовность мелитопольской авиабригады к выполнению операции «Северный сокол-2013»
Гренландия ждет мелитопольских летчиковСо 2 по 27 апреля два экипажа 25-й бригады транспортной авиации из Мелитополя проведут более ста часов в арктическом небе, доставляя грузы на полярную станцию «Норд». Это будет пятая совместная украино-датская операция «Северный сокол», готовность к которой на этой неделе проверяла делегация иностранных Воздушных Сил.

«После этого стали относиться к Гренландии на «вы»»

Несмотря на то, что все тонкости работы за полярным кругом отлично известны мелитопольским летчикам и инженерно-техническому составу без инспекции со стороны датчан ни одна из операций «Северный сокол» не начиналась. Это вполне логично, с учетом сложности погодных условий, в которых придется выполнять перевозку топлива, и затрат на ее реализацию.

— Для Королевства Дании это государственная задача и очень дорогое удовольствие, поэтому решение о проведении операции принимается не Воздушными Силами, и даже не Министерством обороны, а парламентом, – пояснил «Индустриалке» заместитель начальника авиации Командования Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины полковник Александр Кулибаба. – Соответственно очень тщательно проверяется техника, которая будет задействована в полетах, и навыки экипажей.

С этой целью на день приезда датских гостей, 20 марта, были назначены тренировочные полеты, правда, время начала дневных из-за сильного ветра пару раз переносилось. Тем не менее, в 17.00 Ил-76МД, на борту которого был и автор этих строк вместе с журналистами еще ряда изданий, поднялся в воздух. Примерно за час самолет успел трижды взлететь, сделать небольшой круг и приземлиться.

— Мы отрабатывали взлет и посадку на укороченную полосу, поскольку на острове Гренландия, где расположена полярная станция «Норд», ее длина всего лишь 1600 метров, – уточнил после завершения полета подполковник Вадим Ерошкин, который во время выполнения операции «Северный сокол» возглавит один из экипажей. – Кроме того, там отсутствуют наземные радиотехнические средства связи, и надеяться можно только на свои глаза.

— На морозе они просто не выдерживают, нужно постоянно что-то менять, обслуживать, а кто там летает кроме нас? Больше некому! – добавил командир 25-й бригады транспортной авиации полковник Дмитрий Мымриков. – Замечу, что взлет и посадка на станции «Норд» это тоже, что влет и посадка на палубе авианосца, но учтите, что мы летаем не на истребителе, а на Ил-76МД, который больше в 10 раз! Плюс снежная целина такого же цвета, как облака, когда я первый раз сажал там самолет, была очень плохая погода, нижний край облачности в районе 100 метров. Понять, где ты находишься невозможно, надо было принимать решение, уходить на второй круг или нет, и тут заметил собак, которые тянули нарты, и понял, что внизу уже земля. После этого мы к Гренландии стали относиться на «вы», потому что поначалу думали, будет проще.Гренландия ждет мелитопольских летчиков

Минобороны заработает на «соколах» 2,5-3 млн. гривен

Отличием нынешней операции «Северный сокол» станет то, что курсировать нашему самолету-гиганту придется не только между авиабазы ВВС США «Туле» и островом Гренландия, куда будет доставлено около 500 тысяч литров авиационного керосина. Ил-76МД также предстоит перевезти с датского аэродрома Ольборг на полярную станцию «Норд» 200 тонн различных грузов.

— Топливо будет размещаться внутри самолета в двух танкерах по 12 тысяч литров каждый, – уточнил Дмитрий Мымриков. – Делается настил в грузовом отсеке, на него на распорках устанавливаются эти емкости, вешается система суфлирования. Когда мы прилетаем, открываем рампу, через нее стыкуемся с наземными источниками и насосом перекачиваем авиационный керосин. Он также есть и в крыльях самолета, оттуда его отдаем в последнюю очередь. Перед каждым вылетом приходится еще очищать корпус самолета от наледи. Тепловые машины не справляются, потому что там мороз до минус 50 градусов плюс сильный ветер, и делать все это приходится практически в ручную.

— Получается, что это самая сложная операция, которую приходилось выполнять бригаде? – уточняю у командира.

— Нет, потому что здесь мы влетались, экипажи знают, чего ожидать, – ответил Дмитрий Викторович. – Плюс с такой поддержкой, которую нам предоставляют датчане, работать достаточно легко, у них все отлажено и цивилизованно, чего не скажешь о других странах.

В свою очередь представители Воздушных Сил Дании – начальник отдела международного военного сотрудничества Тактического авиационного командования майор Уве Уруп-Мадсен и инспектор по безопасности полетов майор Джейсон Сни – уверили, что за четыре года они убедились в профессионализме мелитопольских летчиков и надежности техники, и надеются на успех и в нынешней операции. Стоит также отметить, что «Северный сокол-2013» принесет Минобороны 2,5-3 миллиона гривен. Эти будет направлены на поддержании в исправном состоянии самолетов транспортной авиации, прежде всего Ил-76МД.

— В соответствии с договоренностями датская сторона также поможет 25-й бригаде с созданием операционного центра, – добавил начальник авиации Командования Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины полковник Александр Кулибаба. – Мы предоставим отреставрированные помещения, а они – обеспечат необходимой техникой. Думаю после окончания операции «Северный сокол» это вопрос будет решен. Кроме того, меморандум о сотрудничестве между оборонными ведомствами двух стран предполагает привлечение мелитопольских летчиков и к работе на других направлениях. Например, Королевство Дании планирует выводить свой контингент из Афганистана, а также есть необходимость в перевозке грузов из Кении.

Фото автора и Ирины Левченко

Гренландия ждет мелитопольских летчиков

Гренландия ждет мелитопольских летчиков