Индустриальное Запорожье

Запорожье
В Запорожской области наконец-то «отрыли» кладбище и начали хоронить усопших
Поделиться

Практически всю предыдущую неделю Бердянск находился во власти стихии. Шквальный – до 30 метров в секунду — ветер и снегопад в сочетании с морозом в районе минус 20 градусов, начиная со среды, создали ситуацию, которую городской голова Алексей Бакай в обращении к бердянцам назвал чрезвычайной. Все службы жизнеобеспечения работали в усиленном режиме. Начиная со среды, в исполкоме городского совета работала комиссия по чрезвычайным ситуациям и комиссия по ликвидации последствий стихии.

В Запорожской области наконец-то «отрыли» кладбище  и начали хоронить усопших

Главную проблему представляли собой снежные заносы. Ветер практически сводил на нет работу коммунальной дорожной техники. Основные магистрали города – Мелитопольское шоссе – въезд со стороны Запорожья – и Пролетарский проспект – въезд со стороны Мариуполя – находятся на обслуживании «Облавтодора», но, по словам первого заместителя городского головы Александра Свидло, с 27 января ни одна единица техники «Бердянского райавтодора» как дочернего предприятия «Облавтодопа» не вышла на расчистку трасс. А коммунальная техника с такими объемами снега, с огромными переметами при шквальном ветре не справлялась. Хотя работа на этих участках шла круглосуточно, буквально через час-полтора после расчистки не видно и ее следов. Обещанный «Облавтодором» роторный снегоочиститель до Бердянска в самые трудные для него дни так и не добрался.
Более суток находился в снежном плену военный городок – микрорайон со стороны мариупольского въезда в город – и более двух суток – Бердянская коса. Военный городок граничит с чистым полем, и шквальный ветер всю неделю непрерывно наносил снег на проезжую часть.
— К военному городку мы пробились в четверг в районе восьми вечера, — рассказал Александр Свидло. – Переметы в некоторых местах достигали 5-6 метров в высоту. На улице Штурманской, это – поворот на военный городок, в снежный плен попал даже наш МАЗ, который мы послали на выручку застрявшим легковым автомобилям. Пробиться коммунальной технике помогали крупнотоннажные погрузчики Бердянского морского торгового порта. Ситуация усугублялась тем, что вышла из строя электроподстанция в военном городке, а вслед за ней остановилась повысительная насосная станция водоснабжения, расположенная там же.
И с 8 утра и до 17 часов четверга в военном городке и примыкающем большом микрорайоне улицы Морозова не было ни электричества, ни воды. Это в первую очередь ударило по тем квартирам, где установлено индивидуальное отопление. Энергетики Бердянского городского района электросетей, которым руководит Николай Винник, восстановили электроснабжение около пяти вечера. А после того, как пробили дорогу, в военный городок сразу же пошла стоявшая наготове машина хлебокомбината, груженая хлебобулочными изделиями. Энергетики работали в очень сложных условиях, при шквальном ветре. Заявок от бердянских потребителей было очень много. Многие из них сидели без света больше трех суток.
— Когда удалось пробиться на косу?
— Около двух часов ночи с четверга на пятницу. После военного городка техника морского порта с 22 часов присоединилась к дорожной технике предприятия «Алекс», которое пробивало дорогу на косу. И в пятницу утром на косу уже пошли маршрутные автобусы 17/15, в магазины завезено продовольствие. Я хотел бы от имени руководства города выразить нашу безмерную благодарность начальнику Бердянского морского торгового порта Константину Прокофьевичу Карнауху. Тяжелая техника порта работает на расчистке снежных заносов 5 дней круглосуточно. Причем, порт сам и заправлял свои крупнотоннажные механизмы.
— Александр Петрович, известно, что со среды в Бердянске не могли похоронить покойников.
— Похоронить могли, кладбище было готово выполнить все необходимые работы. А вот пробиться туда по улице Калинина в эти дни не удавалось. Это дорога параллельна той, что ведет в военный городок и на выезд в сторону Мариуполя. Ее тоже постоянно заносило снегом, там тоже образовались огромные переметы. Первые два дня люди сами не хотели хоронить, ветер был ураганным. Мы пробивали улицу Калинина в сторону кладбища опять-таки с помощью тяжелой техники порта и нашей, коммунальной. Участок от подсобного хозяйства непосредственно до кладбища взял на себя депутат городского совета предприниматель Войников.
Хоронить в Бердянске смогли только, начиная с воскресенья.
По словам заместителя городского головы Натальи Гончаровой, в Бердянске не было больших проблем со снабжением продовольственными товарами.
— Были открыты все продовольственные магазины, включая небольшие торговые точки. В супермаркетах есть свои пекарни и был достаточный запас муки, да и всех продуктов питания — тоже. Мы разработали дислокацию тех торговых точек, подъезд к которым был наиболее затруднен. В этих случаях на помощь приходила дорожная техника и МЧС. В нормальном режиме работали хлебокомбинат и мясокомбинат.
В эти дни Бердянск оставался без молочной продукции, так городской молокозавод давно обанкротился, а подвоз был невозможен, поскольку все междугородные трассы были закрыты.
По информации начальника отдела транспорта и связи Александра Бойко, маршрутные такси ходили с перебоями. Из-за сильного мороза не заводились двигатели некоторых автобусов, поэтому их меньше, чем обычно, а интервал соответственно — больше. Не все маршрутки шли до конечной остановки, например, № 10 в Колонии, № 9 в военном городке, № 21 в нагорной части. С субботы работа общественного транспорта нормализовалась.
С минувшего вторника не работала автостанция «Бердянск». По информации начальника станции Владимира Зюзя, все направления были закрыты по решению областного штаба по ликвидации последствий стихии. В понедельник около 11 часов дня до Бердянска с трудом добрался автобус сообщением Одесса-Донецк.
— 47 пассажирам предложили несколько вариантов расселения, все они, включая водителей, выбрали частный сектор вблизи автовокзала, — рассказал Владимир Иванович. — После двух ночевок всех отправили поездом в 8 часов на Мариуполь через Чаплино. Мы купили билеты за счет перевозчика. Он же оплатил и вынужденное пребывание пассажиров в Бердянске на частных квартирах. Автобус перевозчика не завелся, и мы просили о помощи городских маршрутчиков, которые перевезли людей с багажом на железнодорожный вокзал. Говорить о регулярном автобусном сообщении пока не приходится – и перевозчики не могут добраться, и пассажиров мало, хотя с субботы стали ходить автобусы на Мелитополь, Запорожье через Мелитополь, Мариуполь. По положению на утро понедельника закрыт Донецк. В воскресенье пошли первые автобусы по Бердянскому району.
Что касается сообщения с селами района, пробиться к некоторым смогли в субботу, к другим – в воскресенье.
— На понедельник практически ко всем селам пробиты подъездные пути, — говорит первый заместитель председателя Бердянской районной государственной администрации Иван Манойленко. – В районе круглосуточно работает штаб по ликвидации последствий стихии. Его возглавляет глава райгосадминистрации Владимир Чепурной. Мы обращались ко всем фермерам, предпринимателям, руководителям агрофирм, у которых есть техника, с просьбой помочь в расчистке дорог. Никто не отказал. Пока дороги не были пробиты, были проблемы с доставкой в села хлеба. У сельских жителей, слава Богу, есть запасы муки, самых необходимых продуктов питания, но мы старались сделать все, чтобы поскорее пробиться в села и обеспечить подвоз хлеба и продуктов. Работа по расчистке прямого сообщения с несколькими селами продолжается, но практически ко всем есть объездные пути.