Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
В танце нужна душа!
Поделиться

За мастерством ансамбля «Кутаиси» стоят ежедневные репетиции и традиции предков
В танце нужна душа!

Такие аплодисменты, которыми наградили в Мелитополе фольклорный ансамбль песни и танца «Кутаиси», получает далеко не каждый коллектив. Но гости из Грузии заслужили их сполна, устроив при помощи зажигательных танцев и музыки полуторачасовую экскурсию по своей стране

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ И ФОНОГРАММА НЕСОВМЕСТИМЫ
– Мы в Украине второй раз, в прошлом году нас приглашали в Донецкую область, – рассказал «Индустриалке» директор ансамбля Тенгиз Леквинадзе, пока коллектив готовился к выступлению. –  В этом – у нас тур по 20  городам: Сумы, Винница, Житомир, Днепропетровск, Харьков… Попал в список и Мелитополь. Нам нравится ваша страна, гостеприимные, радушные люди, и ваше искусство, мы его уважаем и даже специально разучили для гастролей гопак.
Это наша фишка – показывать национальный танец того государства, где выступаем. А побывал ансамбль «Кутаиси» в Испании, Франции, России, Турции, Польше, Англии, Болгарии, Италии, Франции, Армении, Азербайджане, Голландии и на острове Мартиника.
– Насколько знаю, создан ваш коллектив в 1990 году, а кто стоял у его истоков? – интересуюсь у директора.
– Появлением ансамбля мы обязаны Духути Дарохвелидзе, дело которого сейчас продолжаем. Главное для нас – возрождение грузинской культуры, для чего собираем стародавние народные песни и танцы, разучиваем их и показываем по всему миру.
– А как происходит поиск материала?
– Особенно разыскивать не приходится, в каждом доме в Грузии поют и танцуют. Наше дело только увидеть, запомнить и сохранить традиции, которые идут из глубины веков. Никакой обработки, переделки на современный лад мы не признаем, оставляем все так, как было когда–то.
– Музыка на концертах только «живая»?
– Конечно! Национальный танец нельзя исполнять под фонограмму, поэтому у нас в коллективе есть музыканты, вместе с ними всего 55 человек. И во время концерта вы можете услышать народные грузинские инструменты: доли, дудук, саламури, чонгури, пандури. Они могут звучать как сопровождение танцам, многоголосному пению, так и в отдельных композициях.
– А попасть в ваш ансамбль сложно?
– Надо обязательно уметь танцевать, быть профессионалом. Желающие с нами работать могут прийти на репетицию. Если выдержат ее темп,  тогда нет проблем. Длятся они у нас каждый день по четыре–пять часов, а перед концертами собираемся за два часа до начала и прогоняем номера. Есть еще вариант: с раннего возраста посещать студию, которая работает при коллективе. Но мало только иметь хорошую технику, в танце еще нужна душа, без этого никак.

ЭТОМУ МАСТЕРСТВУ УЧАТСЯ ДОЛГО И СЕРЬЕЗНО
Пока директор фольклорного ансамбля песни и танца «Кутаиси» вводил в курс дела, зал центра культуры и досуга Таврической агротехакадемии заполнили зрители. И началось…
Сначала  танцоры «нарисовали» картинку из прошлого – мужественные воины проводят разведку и вызывают на «поле боя» вражескую армию, затем стремительное сражение и долгожданная победа. Каждое движение в этом энергичном и стремительном танце под названием «Хоруми» отточено и говорит красноречивее слов.
Отважных молодых людей сменяют три девушки, которые в хореографической композиции «Самаиа» будто парят над сценой, двигаясь мягко и грациозно. Как потом оказалось, этот танец посвящен царице Тамаре – первой женщине–правительнице Грузии и призван создать атмосферу красоты, славы и могущества.
Через мгновение на сцене снова мужская часть коллектива, на этот раз новые костюмы и образы пастухов. В танце «Ханжрули» идет настоящее соревнование в умении владеть кинжалом и исполнять сложные движения. А как выглядит грузинская свадьба в переводе на язык хореографии показывает постановка «Симди».
Ее изюминка – изящные движения, графическое построение танцевальных фигур  и контраст одеяний:  женщины, как голубки, одеты в белое, мужчины, которые олицетворяют ястребов, – в черное.
И, наверное, самый яркий номер – «Парикаоба», то ли танец, то ли настоящее сражение, ведь джигиты вооружены настоящими мечами и щитами, и орудуют ими так быстро и увлеченно, что сыпятся искры.
– Конечно, вначале танцоры тренируются на деревянном оружии и только потом переходят на металлические, – уточнил уже после концерта хореограф ансамбля «Кутаиси» Автандил Долабридзе. – Так что травм особых не бывает, не переживайте, этому мастерству учатся долго и серьезно.
– Сколько времени нужно для постановки одного танца?
– Все зависит от состава и от сложности. Если хорошенько все обдумать, то можно и за неделю. У нас каждая хореографическая композиция представляет какой–то регион Грузии. Они все отличаются между собой. К примеру, то, что исполняют горцы – «Хевсурули», «Казбегури», –  совсем не похоже на танцы людей, живущих на равнине, такие как «Ачарули», «Давлури». Естественно, отражают культуру того или иного уголка нашей страны и костюмы. Обычно за концерт танцоры переодеваются раз пять–шесть.
ИНТЕРЕСНО
Маленькая закавказская страна Грузия славится своим самобытным, древним фольклором. Есть мнение, что народному грузинскому искусству более 1500 лет. Но, возможно, грузины пели и танцевали еще раньше. Греческий историк Ксенофонт (IV век до н.э.), писал, что грузинские племена каждое событие в жизни народа отмечают песнями и танцами, и даже идут в бой, воодушевляясь пением. До сих пор сохранились ритуальные грузинские песни и танцы дохристианской эпохи


Комментарии читателей