Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье
Что такое цивилизованная временная занятость
Поделиться

С 1 января 2013 года вступил в силу принятый в прошлом году Закон «О занятости населения», в котором впервые введен термин «неполная занятость» и определены принципы работы аутсорсинговых компаний.

Ответить на вопрос: что такое украинский аутсорсинг? — мы попросили члена правления Профессиональной ассоциации компаний по трудоустройству Алексея Зволинского

Что такое цивилизованная временная занятость

— В законодательстве определение частичной занятости и аутсорсинга, как найма работников для их дальнейшего использования у другого работодателя, появился только недавно, как такие компании работали раньше?

— Украинское законодательство изменилось недавно, в августе. Но и до этого аутсорсинговые компании работали. Было несколько ссылок в старом законодательстве, которые позволяли использовать сторонний персонал, в случае отсутствия собственного надлежащей квалификации, хотя конкретно вид деятельности отрегулирован не был. Это всегда вызывало сложности и вопросы по нашему виду деятельности у всех, кто с ним каким-то образом соприкасался, включая фискальные органы.

На самом деле, в Украине HR аутсорсинг (также известный как аутстаффинг и стафф лизинг) появился давно, ведь для нашей молодой страны все, что происходило больше 10 лет назад – это давно.

— Насколько работоспособно новое законодательство и отвечает ли оно требованиям реальности?

— Закон хоть и весьма прогрессивный, но он несовершенен, как и большинство законов в нашей стране. Кроме того, по утверждению информированного источника, еще более 30 подзаконных актов должно быть принято для того, чтобы этот закон заработал.

— В последние время все больше крупных промышленных предприятий выводят часть процессов на аутсорсинг. Происходили ли подобные процессы раньше?

— В отличие от других стран, в том числе и России, Украина достаточно долго не шла по пути производственного аутсорсинга, особенно в отношении крупных промышленных предприятий тяжелой индустрии. Такие проекты были либо очень маленькими, либо настолько тихими, что об это никто не знает.

— Чем выгоден вывод части процессов на аутсорсинг в крупных предприятиях?

— Прежде всего это повышение эффективности и управляемости организацией, кроме того распределение ответственности и снижение рисков ведения бизнеса.

Теория аутсорсинга говорит о том, что перенесение любого не ключевого процесса, который не приносит денег или исполняется неэффективно, на базу аутсорсера, позволяет переместить его из неключевых в ключевые. Для аутсорсинговой компании этот процесс становится таким, на котором она зарабатывает деньги, и который она обязана выполнять эффективнее, чем сам клиент. Исполнитель тратит время, усилия, деньги, повышает качество знаний своего персонала, следит за постоянно изменяющимся законодательством, делает все необходимое для обеспечения эффективности деятельности.

Нецелесообразно выводить на аутсорсинг процессы или персонал связанные с ключевыми бизнес-процессами. Техобслуживание и ремонты, автотранспорт, охрана, вспомогательные производства, медицина и питание, это как раз то, в чем, как правило, наблюдается несовершенство процессов, где не хватает времени или средств следить за их эффективностью. То есть ни для одного металлургического предприятия клининг или общехозяйственные работы не являются теми, на которых они зарабатывают деньги – на них они деньги тратят. Поэтому вывод, например, производства технических газов на компанию, которая является лидером в своей отрасли, реально принесет компании увеличение эффективности в этой части бизнеса.

— Но в чем может состоять смысл подобной оптимизации, если услуги аутсорсинга часто оказывают афилированные структуры?

— Это уже называется инсорсинг, у него есть ряд преимуществ и ряд недостатков. Он позволяет сохранять полную управляемость и контроль над процессами. При этом сохраняется и полная ответственность за исполнение функций. Именно это и может повлечь за собой негативные последствия. Переход на самостоятельное хозяйствование, при отсутствии такого опыта у линейных руководителей может вести к фатальным ошибкам и потере качества продукции или услуг. Как правило, в процессах инсорсинга подразделения выводятся целиком, вместе с их текущими начальниками, которые далеко не всегда способны стать успешными независимыми руководителями какого-то, пускай и небольшого бизнеса. В любом случае, процесс перехода и исполнения инсорсинга или аутсорсинга, особенно в сфере человеческих ресурсов, это переход с непосредственного управления персоналом на управление контрактом с аутсорсером. Основная задача такого перехода – не нарушить никаких бизнес-процессов, которые в каждой организации очень индивидуальны, максимальная задача поднять эффективность. Каждому проекту, любому его типу, предшествует кропотливая работа до внедрения, имеет смысл спрашивать у консультантов как это делать и в какой форме, а не «рубить с плеча», как только принято новое законодательство.

Применение того или иного инструмента в менеджменте всегда имеет экономическую целесообразность, долго разрабатывается и должно учитывать все факторы. Нужно понимать, что любая компания, которая проводит такие преобразования, делает это в интересах повышения эффективности управления и сохранения бизнеса. Ведь зачастую, если не проводить изменения, бизнеса может через некоторое время и вовсе не быть, существование рабочих мест может потерять экономическую целесообразность. Именно с такими ситуациями сейчас сталкиваются современные промышленные предприятия.

— По новому законодательству, которое вступило в силу с начала этого года, работодатель обязан в случае привлечения стороннего персонала проводить консультации с профсоюзом.

— Все в процессе решения этой проблемы тем или иным образом договариваются о каких-то правилах взаимодействия, либо о каких-то дивидендах, компенсациях.

В процессах экономики, которая находится в состоянии реформ, для того чтобы она жила, развивалась и потом создавала новые рабочие места, не может быть каких-то неурядиц. В современном мире предположить, что разумные люди просто не хотят договариваться ни о чем, крайне сложно. Нужно понимать, что часто ничего не менять – это означает загубить предприятие.

— Что на данном этапе останавливает развитие аутсорсинга в Украине?

— Во-первых, развитие менеджмента организаций – аутсорсинг применяется, как правило, тогда, когда все прочие механизмы повышения эффективности исчерпаны, а на это необходимо время. Самостоятельно компании содержать работников дешевле и именно фактор стоимости для наших клиентов до сих пор является определяющим в большинстве случаев принятия решения о применении аутсорсинга, а вовсе не повышение эффективности.

Во-вторых, низкая культура использования сервиса и знания об аутсорсинге, как со стороны работодателей, так и со стороны сотрудников.

В третьих, изобилие «серых» отношений с сотрудниками при выплате заработных плат и отсутствие контроля за соблюдением требований законодательства в отношении кадрового делопроизводства. Такие отношения уже оптимизированы сверх меры и не могут быть подвержены аутсорсингу, во всяком случае не членами Профессиональной ассоциация компаний по трудоустройству, куда входят отечественные и международные участники рынка – Adecco, Анкор, GP Group, Brain Source Corporation.

Невозможно это из-за экономической нецелесообразности, т.к. аутсорсеры имеют дело только с полностью легальными заработными платами и налогами на нее. Именно соблюдение законодательства в отношении сотрудников, ответственность работодателя, включая расчет и выплату заработной платы, является ключевой функцией для аутсорсера.

— Каким должно быть, по Вашему мнению, развитие отрасли в Украине?

— Во всем мире количество сотрудников задействованных в HR аутсорсинге растет. Согласно последним отчетам Международной конфедерации частных агентств занятости, в 2010 году это цифра составила 10,4 млн. человек. По факту, эта развивающаяся отрасль оказывает благотворное влияние на экономику, поскольку создает рабочие места в таких условиях, в таких ситуациях, в которых обычная организация создать их не может. В большинстве случаев, аутсорсинговые компании, при наличии соответствующих условий на рынке, начинают перемещать однотипный персонал между разными организациями, создавая возможность использования сотрудников на ограниченный период времени, сам же сотрудник имеет полную занятость. Это естественное развитие рынка, обоснованное требованиями современной экономики, живущей в быстро изменяющихся условиях. На сегодня это не «ракетная наука», а обычный стандартный инструмент менеджмента, который теперь и в Украине имеет и законодательный базис. Кроме того, временная занятость дает работу людям из малозащищенных и уязвимых категорий. Например, подработки студентов на лето. Можно, конечно, делать так, как у нас бывает обычно – набрать студентов и просто заплатить в конвертах. Но, исходя из нормальной ситуации, такого быть не должно, все взаимоотношения должны быть оформлены.

— Насколько широким может быть использование аутсорсинга?

— Это универсальный инструмент и он может быть использован в отношении любых категорий сотрудников и в любых неключевых бизнес-процессах.

Поэтому границ использования аутсорсинга нет. Есть только целесообразность или нецелесообразность в том или ином случае. Есть работы, которые могут быть подменены временным персоналом вообще на несколько часов, например вспомогательный персонал, переводчики, секретари. В некоторых странах Европы даже государственные клерки подвержены аутсорсингу, что, например, уменьшает затраты на правительственный аппарат.

«Комментарии»


Комментарии читателей