Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье, Культура
Как рождался сценарий культового советского фильма о войне
Поделиться

Как рождался сценарий  культового советского фильма о войне

Нет уже на белом свете известных мастеров кино, но их фильмы живут, их демонстрируют. В августе, например, ветераны армии в запорожском кинотеатре имени Довженко еще раз посмотрели «В бой идут одни «старики», встретились с некоторыми актерами. Но уже без Быкова, Иванова, Смирнова…

Наверное, мало кто знает, что одним из соавторов сценария культового советского фильма «В бой идут одни «старики» был наш земляк из Полог Александр Сацкий. Наш рассказ об известном украинском киносценаристе, однофамильце многолетнего руководителя комбината «Запорожсталь», позволит читателям «Индустриалки» больше узнать о человеке, который работал над фильмом, уже много лет пользующимся огромной популярностью у зрителей.
Жизнь Александра Сацкого, в том числе и творческая, была не– простой. Родился в Пологах. В семье их было семеро. После окончания школы поступил в Днепропетровское артиллерийское училище, а когда его закончил, попал на войну во Вьетнам. Там его ранило. Потом были госпиталь, увольнение из армии и вопрос – как жить дальше, чем заниматься?

В ФИЛЬМЕ СНИМАЛИ ПРОСТЫХ ПОЛОГОВЦЕВ

Из госпиталя Александр вышел, когда во всех вузах закончились приемные экзамены. Зная, что Александр писал «для себя», во время службы в армии сотрудничал с военными газетами, кто–то из знакомых сообщил ему, что в Москве во Всесоюзном институте кинематографии еще ведется прием студентов. Попробовал – и его приняли. Вот так, образно говоря, в жизни Александра Сацкого умолкли пушки и заговорила муза. Непростая, нелегкая.
…Сюжетная линия фильма «Эта твердая земля», который снимали в Пологах, сводится к тому, что летчик–испытатель от физической и психологической перегрузки не смог далее работать. Чтобы возобновить, уравновесить душевные силы, он приезжает домой в родной поселок к отцу, к людям, среди которых вырос, которых уважал и любил. Их образы и созданы в сценарии фильма, а затем в повести «Клены». Ведь сценарист Александр Сацкий, когда был уволен из армии и начинал жизнь по–новому, подобное пережил лично.
Александр Сацкий добился, чтобы фильм снимали в Пологах и как можно больше, наряду с профессиональными актерами, снимали непосредственных героев – простых людей. Так что немало пологовцев в начале 60–х годов были сняты на кинопленку.
Еще живы легенды об этих съемках. Например, о том, как известный актер Бруно Оя ходил по городу босиком, в белых штанах и с закоченными штанинами (может, по–своему входил в роль, в суть фильма, хотел ощутить «твердую землю»). Или легенда о том, как снимали похороны старика, и он, обыкновенный пологовец, не актер, сел в гробу, чтобы перекурить, а любопытные старушки, наблюдавшие за съемками, от испуга потеряли сознание.
Разные легенды еще живы. Но попытаемся ответить на вопрос, где же этот фильм и какова его судьба? Так как на эту тему также уже давно ходит довольно много легенд.
…Участие в съемках художественных фильмов не профессионалов, а непосредственно прототипов героев сегодня не новинка. А вот полвека назад Сацкий был новатором. Он хотел, да первоначально и добился, чтобы на кинопленку сняли побольше простых людей. Причем не только в массовках, но и в ведущих эпизодах.
Такое не воспринималось в среде людей кино. Считалось, что для этого надо иметь не только опыт, а и талант. Поэтому то, что было снято в Пологах, не отвечало классическим канонам тогдашнего киноискусства. Фильм доснимали, переснимали в Киеве. В павильонах, в другой обстановке.
Замысел сценариста фильма «Эта твердая земля» не был воплощен, и Александр Сацкий даже не пришел на премьеру. А сам фильм попал в разряд малоизвестных. Творческая неудача, душевная травма. Казалось бы, земля пошатнулась под его ногами. А все потому, что автор сценария не нашел единомышленников. Какое они имеют значение, особенно в творчестве, подтверждает следующая страница из жизни Александра Сацкого.

О РАБОТЕ ТЕХНИКА РАССКАЗАЛ СТАРШИЙ БРАТ

Как рождался сценарий  культового советского фильма о войне

Знаменитым и лауреатом многих премий Александр Cацкий стал благодаря фильму «В бой идут одни «старики». Его сценарий он написал в содружестве с Леонидом Быковым и Евгением Оноприенко. Но главное не только в том, что коллегами стали известные кинодеятели, а в том, что фильм создавали единомышленники, которые поняли, поддержали идеи нашего земляка.
Причем подход к работе у Сацкого остался прежним – простые люди, из обычной жизни должны быть прототипами героев фильма. Режиссер–постановщик Леонид Быков также давно мечтал снять подобный фильм, воплотить на кинопленке такой подход.
Интересно, что творческая судьба, хотя в фильме рассказывалось уже о летчиках, привела Сацкого снова в железнодорожный городок Пологи. Здесь надо вспомнить о человеке, которого хорошо знали пологовские железнодорожники и который также внес свой скромный вклад в создание фильма «В бой идут одни «старики». Точнее, не столько он, сколько его жизнь. Речь идет о старшем брате киносценариста – ветеране Великой Отечественной войны и локомотивного депо Иване Сацком.
В 1940 году его призвали на службу в армию. До начала войны Иван Сацкий окончил авиационную школу и стал техником военной авиации. Готовил самолеты к полетам. У каждого из техников был постоянный летчик. У Сацкого – уроженец нынешнего Донецка Щегорцев. В небе над родной землей он и погиб.
В тот день самолеты подготовили к вылетам и ожидали приказа командования. Летчики и техники были молодыми, поэтому передышку от боев использовали для шуток. В центре внимания оказался Щегорцев. Чтобы спрятаться от дружеских насмешек, он залез в кабину своего самолета и наглухо закрылся.
Внезапно по аэродрому ударили вражеские зенитки, а затем появились и истребители. Опомнился Иван Сацкий под грудой кирпичей, которыми была вымощена взлетная полоса. Болело все тело, и он подумал, что ранен. Но крови, а значит ран, не было. От взрывов кирпич взлетал в воздух, падал и сильно побил техника.
Осмотрелся, искал своего летчика Щегорцева, но его нигде не было видно. Потом узнал, что когда начались обстрел и бомбежка, Щегорцев, так как находился в кабине самолета, решил нанести врагу ответные удары. Но еще при взлете его расстреляли фашистские истребители.
О военных авиаторах после войны Иван часто рассказывал младшему брату, поэтому линия молодости, юмора молодых летчиков и неизбежных потерь молодых жизней на войне стала ведущей в фильме «В бой идут одни «старики».
Кстати, о названии фильма. Иван однажды рассказал Александру такой факт. Во время войны они базировались в Харьковской области. Там было несколько авиационных полков, состоящих, в основном, из людей молодых. Воины, с которыми служил Сацкий, хотели, чтобы их полк чем–то отличался. Летчики полка истребителей добились разрешения и отпустили бороды. Из–за этого их и называли «стариками».

Как рождался сценарий  культового советского фильма о войне

Отцовская хата Александра Сацкого до сих пор стоит. Осенью 2006 года пологовцы установили на ней мемориальную доску – в память об известном земляке, которым они гордятся. На ее открытие приехали жена и дочь известного киносценариста

Когда Александр завершил работу над сценарием фильма, позвонил брату:
– Знаешь, Леониду Быкову понравилось твое выражение «слабаки», и он сказал, что его обязательно необходимо использовать в фильме…
А предыстория этого такова. Хотя и война была, но молодые авиаторы иногда играли в футбол. Тех, кто проигрывал, называли «слабаками». Иван рассказал об этом сценаристу, и тот, работая над сценарием, использовал воспоминания брата.
В общем же, благодаря рассказам Ивана Сацкого о войне, о жизни летчиков удалось создать фильм более интересным, волнующим, просто человеческим. И не случайно вот уже пятый десяток лет «В бой идут одни «старики» – одна из любимых кинолент и пожилых, и молодых.

Старший брат сценариста до выхода на пенсию работал в Пологовском локомотивном депо слесарем по ремонту контрольно–измерительных приборов. О его мастерстве до сих пор рассказывают молодым. Как воспоминание, как память о минувшей войне у него была шкатулка, в которой он хранил множество боевых наград. Среди них ордена Великой Отечественной войны и Богдана Хмельницкого. Увы, Ивана Степановича уже нет в живых.
Между прочим, в городе помнят и отца сценариста. Степан Иванович был пресвитером, да таким, что ни один атеист не осмеливался с ним вступать в дискуссию. Знания, убежденность, а еще и деликатность всегда побеждали «воинствующих». Интересно и другое. Партийные лидеры об отце знали, но обстоятельство не стало препятствием в отношении к Александру Сацкому – насколько был популярным фильм «В бой идут одни «старики».
Александр Сацкий жил и творил в Киеве. Женился на пологовчанке – Любови Васильевне из семьи известных машинистов Клименко. Любил, когда к нему, бывая в столице, заходили земляки. Гостеприимно встречал, хотя и были случаи, когда извинялся и говорил, что очень занят работой. Кинорежиссер Виктор Маляревич как–то рассказал, что в студенческие годы, когда скучали по дому, приходили к Сацкому и он их угощал домашним борщом.
Александра Сацкого не стало 6 июля 1986 года. Похоронен он на Байковом кладбище в Киеве невдалеке от могилы Леонида Быкова.

СПРАВКА

Как рождался сценарий  культового советского фильма о войнеАлександр Степанович Сацкий. Закончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1962). Работал редактором, сценаристом Киевской студии имени А. Довженко. С 1982 г. – на творческой работе.
Автор сценариев «Московская кругосветка» (1959), «Злость» (1965 в соавт.), «Везде есть небо» (1966), «Звездный цвет» (1971), «Лавры» (1972, в соавт.), «В бой идут одни «старики» (1973, в соавт.), «Огонь» (1973, в соавт.), «Товарищ бригада» (1973, т/ф. 2с.), «Белый круг» (1974, в соавт.), «Марина» (1975), «Переходим к любви» (1975).
Награды – первая премия VII Всесоюзного кинофестиваля (Баку, 1974), Большой приз международного кинофестивая (Касмаи, Югославия, 1974), приз Международного кинофестиваля (Карловы Вары, ЧССР, 1974), Первый приз Всесоюзного смотра телефильмов (Донецк, 1974), сообщает справочное издание «Союз кинематографистов Украины».


Комментарии читателей