iz.com.ua

Запорожье
Вступили в силу новые правила оценивания и оформления операций с недвижимостью
Поделиться

Проблемы светят только покупателю

Вступили в силу новые правила  оценивания и оформления операций с недвижимостью

С 1 ноября в Украине вступили в силу новые правила оценки недвижимости, которая должна была начать работать еще 3 месяца назад, с 1 августа, но тогда ее внедрение временно отложили.

Вступили в силу новые правила  оценивания и оформления операций с недвижимостьюКак рассказала директор Запорожского межгородского бюро технической инвентаризации Неонила Сепп, причиной летней отсрочки стало фактическое отсутствие квалифицированных оценщиков, которые имели бы соответствующий сертификат.
— С 1 января 2014 года оценку недвижимости будут проводить только оценщики, которые обучались в Киеве. Оценка, которую провели до 1 ноября, будет действительной еще три месяца, — подчеркнула Неонила Васильевна. — На сегодня в Украине 1578 человек имеют право выполнять оценку. В Украине в этом направлении работают 378 юридических фирм.

В Запорожье таких учреждений пока только 7 и, как призналась Неонила Сепп, нет информации ни об их месте расположения, ни какой-либо другой информации.
Раньше при оценивании стоимости квадратного метра квартиры или другой недвижимости использовались различные методики. Из-за этого бывало, что даже в одном районе Запорожья оценочная стоимость «квадрата» была разной. Теперь же высчитывать стоимость должна специальная компьютерная программа, куда вводятся необходимые данные и техническое описание, и машина сама определяет стоимость квадратного метра. Точно так же унифицирована будет и экспертная оценка, которую нотариусы будут применять для вычисления налога на недвижимость.
Неонила Сепп рассказала о том, что 14 октября вступило в силу новое «правило» поведения на рынке недвижимости. Раньше гражданин, решивший сделать любую транзакцию (продажа, дарение) своей недвижимости, обращался в Укргосреестр, чтобы получить «вытяг» из реестра, подтверждающий его право собственности. Затем гражданин направлялся к нотариусу и выполнял транзакцию.

Теперь нотариусы получили доступ к реестру. При обращении гражданина или юрлица, нотариус сам формирует этот «вытяг», выполняет сделку, сразу проводит регистрацию и выдает новому владельцу недвижимости новый документ, подтверждающий право владения на объект недвижимой собственности нового владельца. Он также может проверить все реестры запретов, то есть нет ли ареста, ипотеки и тому подобною.
Это новшество упрощает всю процедуру, надо обходить меньше инстанций.

— Один из минусов, на мой взгляд, — то, что раньше перед совершением транзакций обязательным было обследование объекта недвижимости в натуре. Это делали в бюро технической инвентаризации. На сегодня это действие не обязательно, — рассказала Неонила Сепп.
Отрицательным этот момент считает и запорожский нотариус с 36-летним стажем Людмила Масловец.

— До 1 января действовал старый порядок, при котором перед каждой продажей или переходе собственности на объект выходил техник, фиксировал все изменения, которые ранее не были отображены в техпаспорте. Мы видели в уже обработанном «вытяге», есть ли самовольные перестройки или перепланировки. На сегодня, как нотариусам, нам это все не нужно. Наша задача — только проверить, отведена ли земля под эту застройку. Но, как регистраторы, мы регистрируем право в новом реестре, где нужно описание объекта. А с чего его описывать? Приносят техпаспорт, выданный еще в 60-х годах.
Даже если люди ничего не поменяли в доме или квартире, мне нужно оформить наследство, внести его в систему, указать площадь и тому подобное, но я не имею права заставить человека сделать обследование объекта, потому что за это нужно заплатить, — рассказала Людмила Сергеевна. — В тоже время, я, как регистратор, должна этот объект в системе описать. Эта проблема зависла. Есть у нас инструкция о технической инвентаризации строений и в ней написано, что «по желанию сторон» физические лица могут заказать техинвентаризацию.

Получается, что человек покупает то, что видит, а действительно ли оно принадлежит продавцу? Он должен потребовать у хозяина сделать эту инвентаризацию.
По словам Неонилы Сепп, совсем недавно был случай, когда транзакция была выполнена по документам 1963 года, и на объект никто не выезжал. Но за столько лет там и дома того уже может не быть, а что более вероятно — на его месте стоит новый дом и цена его, соответственно, должна быть совсем другой. А в случае, если правда откроется, проблемы будут уже у нового собственника.
Один из плюсов нововведений — сокращение сроков оценки недвижимости благодаря введению компьютерных технологий. Если сейчас она длится около двух недель, то планируется сократить этот срок сначала до 7 дней, а затем — до трех.