Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Культура
Легенда украинского искусства рассказал в Запорожье мистическую историю знакомства с женой
Поделиться

Картины классиков украинского искусства супругов Виктора Рыжих и Галины Неледвы людям старшего и среднего поколения, скорее всего, покажутся знакомыми, даже если они не помнят имен этих художников

Легенда украинского искусства рассказал в Запорожье мистическую историю знакомства с женой

Виктор Рыжих на открытии выставки в Запорожском художественном музее у своих картин с видами любимой Венеции

В советские времена их довольно часто печатали в журналах «Юность», «Огонек». Тогда эти работы, пусть и не авангардные, казались не похожими на большинство тиражируемых картин в духе соцреализма. А вот сейчас, как ни странно, в лирических сценах той жизни ощущается легкий налет социализма.
Такие доступные в понимании картины нравятся многим. И интересно увидеть в оригинале то, что видели на журнальных репродукциях. А такая возможность у запорожцев появилась на открывшейся в художественном музее выставке «Фрагменты реальности». Выставили 14 картин Галины Неледвы, 10 – Виктора Рыжих, 7 — их дочери Елены Рыжих. Есть просто огромные! Большинство картин — из коллекции нашего музея, в основном, покупки советских времен, тогда государство выделяло на это деньги. В таком количестве их показали впервые.
На презентацию из Киева художник приехал с дочерью Еленой. Хотя в этом году отметил 80–летие, был очень бодр. В честь его юбилея и 75–летия Галины Неледвы в музее и организовали выставку. Признался, что любит путешествовать и до сих пор занимается живописью в среднем по 4 часа в день. А еще рассказал «Индустриалке» почти мистическую историю знакомства с женой.
– В моем художественном институте праздновали Новый 1956 год, – вспоминает Виктор Рыжих. – Институт занимал в здании 3 этажа, а на 4–м была художественная школа. Я поднялся на 4–й этаж, сел на подоконник в таком немного отрешенном состоянии. Вижу — по полутемному коридору идет девочка и бросает конфетти.
Проходит мимо меня, и там, где у нее лопатки, увидел два таких мощных излучения, как бенгальские огни, сильные искры. И в мое правое ухо мужской голос сказал: «Хорошо жениться на этой девочке. Она будет хорошей матерью». Между прочим, слова «эзотерика» я тогда вообще не знал.
Началась праздничная программа, и я не пошел за девочкой. А назавтра — праздники проходили два дня – во время танцев она зашла в зал, я ее пригласил. И началось нормальное классическое ухаживание. Она была ученицей 10–го класса в одиннадцатилетке, я — на 4–м курсе.
В общем, кончилось тем, что мы через полтора года поженились. После школы она поступила в Киевский художественный институт. И мы уже 57 лет вместе.

Легенда украинского искусства рассказал в Запорожье мистическую историю знакомства с женой

Картина Виктора Рыжих «Аэропорт» (1984 год) из закрытых фондов нашего художественного музея

– Супруга хотела быть художницей и до знакомства с вами?
– Она училась в художественной школе с 5–го класса. А это все равно что в тюрьме сидеть. Ей было очень скучно! Традиционная школа, средние преподаватели. Она собиралась уходить. И если бы я не появился, она бы пошла в университет на что–то связанное с филологией, так как писала стихи, прозу. И ей было бы еще сложнее, потому что существовали все эти политические, национальные ограничения. Тогда художник в этом плане был более независим.
– Ваши картины не были под запретом?
– Было такое, что мою работу снимали с выставки. Какая причина? У нас доходило до маразма! На моей картине «Бег» у спорт–сменов одна майка желтая, вторая красная и трусы черные. Сказали, что я зашифровал флаг ФРГ, и ЦК картину с выставки снял. Вот как фантазия работала!
Но формально я умеренный. У меня реалистическая живопись. Как говорили, «Рыжих — это Репин сегодня». А еще я такой архитектурный Левитан. У меня на пейзажах не березки, а дома, чтоб настроение было.
– Откуда берете сюжеты?
– У меня такое кредо: «Художник — свидетель времени». Сюжетный диапазон у меня очень большой, даже, можно сказать, чересчур.
– Любимая тема есть?
– Портреты жены и дочки, спортивная тема и итальянская. Потому что когда в 1972 году, в мои 40 лет, я впервые попал в Италию – в Венецию, Флоренцию, то был потрясен! Впечатления от Венеции сногсшибательные! Я чуть не упал от восторга в обморок! (Кстати, в советские времена Галина Неледва участвовала в престижной Венецианской биеннале. – С. О.).
Я так мечтал поехать в Италию! Тогда не рекомендовалось выпускать молодых и относительно молодых людей за границу. Я ездил в составе группы Союза художников СССР, были люди из разных республик. Путевка стоила 1000 рублей, это сопоставимо с сегодняшней суммой в 1000 евро. Раньше мы с Галей путешествовали, а сейчас с дочкой Лелей.
– Какая картина сделала вас знаменитым?
– «Реликвии Бреста», впервые выставил ее в Киеве в 1968 году. И меня наградили поездкой в Польшу. А в Москве получил за нее премию Ленинского комсомола.
Кстати, сначала «Реликвии Бреста» хотели на выставку не допустить. Но пришел человек из ЦК, тот, что снимал мои красно–черные трусы, и сказал: «Это то, что надо!». Тема нужная, работа искренняя.
– Вы с женой рисуете общие картины?
– Она иногда поправляет. Я ей, конечно, не поправляю. А вообще, мы делали вместе фондовские заказы, например «Завоевание Молдавии», «Провозглашение советской власти».
Но супруга 15 лет не рисует, после тяжелейшей операции на мозге. У нас, по большому счету, были близкие сюжеты. А после потрясения от Чернобыля она перешла к мистическим, фантастическим картинам. В Запорожском художественном музее таких нет, но сюда тоже мы парочку дадим в удобное время.

ПРИХОДИТЕ!
Художественный музей открыт с 10.00 до 17.00. Выходные: воскресенье, понедельник. Ул. 40 лет Советской Украины, 76–б (ост. «Универмаг «Украина»). Билеты по 10 грн., льготные — по 5 грн. Телефоны: 233–61–93, 233–73–64.


Комментарии читателей