Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Главные, Запорожье, Происшествия
Старик и море: Сутки без воды и еды провел в штормящем море в фанерной лодке житель Бердянска - держась из последних сил и в надежде на чудо
Поделиться

Сутки без воды и еды провел в штормящем море 71-летний житель Бердянска. Один, в фанерной лодке, лавируя среди четырехметровых волн, он не переставал грести, даже когда перестал чувствовать ноги. На поиски загадочного дяди Васи подняли даже спасательную авиацию. Эта ночь показалась старику вечной, но даже это не заставит его расстаться с морем…

Знаменитый наш сосед
«Выдержал все испытания. Турков увидел. Они гостеприимные. Сразу меня раздели, свою одежду дали, покормили…Молодцы!», — в очередной раз рассказывал Василий Николаевич, отвечая на телефонный звонок. На сей раз здоровьем 71-летнего пенсионера интересовалась соседка. Василия Бобыря и до этого в Бердянске знали многие – всю свою сознательную жизнь он проработал водителем автобуса, возил людей на Косу. Многие знают о его целительных настойках: дед –пчеловод¸ знается на народной медицине и может дать собственноручно приготовленное лекарство в баночке, которое обязательно поможет. Да он и сам за всю жизнь ни одной таблетки не выпил: не пьет, ни курит, ест мед с собственной пасеки! Возможно, это и помогло Василию Николаевичу пережить ту самую страшную ночь с 19 на 20 октября, которая сделала его «знаменитым» не только в Бердянске. 170 человек искали пропавшего в фанерной лодке в Азовском море пожилого рыбака! Искали с моря, суши и даже с неба, подняв спасательную авиацию.
Теперь Василия Бобыря знают даже за рубежом!)) Ведь первым клочком «суши», на который ступила нога 71-летнего пенсионера после суточного скитания по бушующему морю в фанерной весельной лодке, было судно «Сьерра-Леона»…

— Мне в феврале 72 года буде. По здоровью своему я молодой! — хвастается дед Вася приехавшим к нему журналистам. – Никогда не пил я. Я же за всю свою жизнь ни одной сигареты не скурил! У нас род весь вообще не курит. У нас род пчеловодов — мы все здоровы. Я за всю жизнь ни разу не простужался, только пальцы, бывало, на рыбалке обмораживал, но я винца горячего выпью, ванну приму и все. Я лекарства вообще не пью и в больницы не хожу. Вот только вчера, когда на берег меня спасатели привезли, сын Толик меня в больницу повез. Там мне на грудь какие-то присоски ставили… Сказали что здоров.

Эта ночь казалась вечной
В то утро Василию Николаевичу позвонили друзья-рыбаки: мол, буря на море утихла, хорошая погода — поехали на рыбалку. Ждем через 15-20 минут в подъезде.
-Я собрался, быстро, умылся… Да так спешил, что ни мобилку, ни компас не взял, — вспоминает рыбак.
Да и лодка в тот день была не его.
— Приехали мы на полигон туда, дали мне мужики лодку. У нас так заведено- мы иногда, чтоб лодку свою не тащить, друг у друга берем у кого поближе. Ну, лодка то эта проверенная, хоть и самодельная из фанеры. Погода отличная была – отжимной ветер, сразу лов шел, а потом вдруг ветер подул. Хлопцы смотались уже и показывают мне: давай на берег. Ну я потихоньку стал собираться. Один первым до берега добрался. Второго, я видел, тоже волнами заливало, но он потом выгреб. Они хотели за мной на двух лодка вернуться, чтоб зацепить меня и вытащить на берег, но, говорят, обернулись, а меня нигде нет.
В это время фанерное судно Василия Николаевича несло уже в открытое море. Он допустил большую рыбацкую ошибку, выйдя в море, хотя и рыбачит с детства: не заякорился сразу, а когда суденышко понесло по волнам, то бросить якорь и зацепиться уже не смог –было слишком глубоко и слишком поздно…
-Эта ночь была мне, как вечная. Не знаю куда плыть — кругом темно и вода. Волна метра четыре…. Я всю ночь не дремал, все время лавировал между волнами. Все время греб…Сначала ориентировался по огням на Косе, потом держался ветра. Я видел самолет над морем. Знал, что это меня ищут, но понимал, что это бесполезно- волна была слишком высокая и лодка терялась между волн, они не могли меня заметить. Я человек не очень верующий, но в ту ночь я просил у Бога помощи и дать мне здоровья. А когда рассвело, я из последних сил гнался за судном, — вспоминает дед Вася.
«Хлеб-соль» по-иностранному
Судном, которое он увидел вдали, и было судно «Сьерра-Леона», которое обслуживает одну из буровых вышек в Азовском море. Моряки – иностранцы и сообщили о «находке» пограничникам и поисково-спасательному катеру «05» Одесского центра поисково-спасательных работ, который дислоцируется в Бердянске. Но прежде чем Василий Бобырь услышал голос сына, он узнал, что такое морская солидарность, взаимовыручка и гостеприимством «турок».
— Я греб к этому судну из последних сил. Верхняя часть туловища постоянно была в движении, а потому сильно не замерла, а вот ноги.. Ноги были полусогнуты все это время, затекли, онемели, я их почти не чувствовал. А сапоги были полны воды. Одно время мне показалось, что судно, к которому я гребу, убегает от меня. А это просто были сильные волны и сильное течение, которое все время относило меня назад. Но я все же догреб до корабля. Я в газете читал, что в Азовском море что-то там строят и работают иностранцы, — рассказывает Василий Иванович и на его лице появляется улыбка.
Иностранный экипаж встретил украинского рыбак а, что говориться «хлебом-солью». Замерзшего и обессилевшего старика ( полтора суток он ничего не ел и не пил- прим.авт.) под руки сняли с лодки, быстро переодели в сухую и теплую одежду.
— Один из турков мне предложил по –русски: «Кофе, чай?». А потом показал жестом «100 грамм»? Я попросил чая. Меня усадили за стол, дали первое, второе, салат и горячий чай. Еда у них вкусная. Молодцы! Но я все не смог съесть. Поел салата и немного второго. А потом один моряк говорил с кем-то по мобильному телефону и дал мне трубку. Со мной говорил мой сын Толик. Он спросил у меня: «Папа, ты как там?». Я ему ответил: «Выдержал». И он мне сказал, что через 10 минут за мной подойдет спасательный катер. Я только и подумал: Честь какая!- рассказывает рыбак.
Всем спасибо,но брехать не буду…
На берегу его ждал сын. Анатолий узнал о беде от друзей отца, с которыми он вместе вышел в море.

— Я был в городе, когда мне позвонили друзья отца, с которыми он утром ушел на рыбалку. Они сказали мне, что батю сорвало и унесло в море. Я саз стал звонить спасателям на «101». Еще в 21-00 я звонил спасателям, а поиски все еще не прекращались…Конечно, я переживал. Не спал всю ночь. Но я точно знал, я был уверен, что отец выкарабкается. Я слишком хорошо его знаю. Я не раз выходил с ним в море, знаю, как он себя ведет в экстремальных ситуациях. Был уверен: если лодку волной не опрокинет, то он обязательно выгребет. А когда утром я узнал, что в воздух на поиски отца подняли спасательную авиацию, то это придало еще большей уверенности и оптимизма ! Конечно же, я ругался. Конечно, хотел бы, чтоб в море отец больше не выходил. Но разве его удержишь?- улыбается сын.

Не спала в ту ночь и супруга Василия Ивановича Лариса Григорьевна. Встретив журналистов, она ушла в больницу – после нервной ночи немного шалит здоровье. Стоя у порога, она кратко описала все, что пришлось пережить: «Я думала, что все…».
Сын Анатолий, немного разговорившись, пошутит:
-Вот вы уйдете, она ему еще даст)). Она всегда против того, чтоб он выходил в море, да еще и в непогоду.
В ответ мы пошутили тоже:
— Василия Николаевича теперь трогать нельзя. Он же знаменитость!
Тем временем «знаменитость» , немного попривыкши, к фотоаппаратам и видеокамерам и признался:
— Когда я понял, что меня искали с вертолетами и самолетами, я думал, что теперь до самой смерти не рассчитаюсь. Я думал, что за все это придется платить. А отпустило меня только на берегу, когда спасатель мне сказал, что платить не придется.
Несмотря на пережитое, несмотря на то, что свои рыбацкие снасти дядя Вася подарил иностранцам, которые так тепло его приняли на борту своего судна, бросать море он не собирается. Точно так же , как и не стал он обманывать людей, искавших его полтора суток.

— Да, я много наделал шума, много принес хлопот людям. Хочу сказать большое спасибо всем, кто меня искал. Брехать не буду. Бросить рыбалку и море не смогу. А тем, кто, как и я, не может без моря, хочу сказать: «Не рискуйте зазря. Прислушивайтесь к прогнозу погоды»,- сказал в конце нашей встречи Василий Николаевич.
Это уже потом, тайком и без камер, он все же сказал спасателям: «Без моря не смогу. Рыбалку не брошу. Может, на лодке в море и не пойду больше, но с берега рыбачить буду»…

P.S. Пожалуй, для многих так и остался загадкой вопрос: почему на поиски одного рядового бердянского пенсионера было поднято столько людей и даже авиация. С этим вопросом я обратилась к руководителю отдела по связям со СМИ и общественностью ГУ ГСЧС в запорожской области Юлии Барышевой.
Ответ был прост: «Самое ценное — это человеческая жизнь. Спасатели, как никто, знают, что роль играют буквально секунды. С самого начала проведение спасательной операции находилось на контроле председателя ГСЧС Украины Михаила Болотских, который и принял решение поднять в воздух спасательную авиацию. Операция по спасению жизни человека проходила в тесном взаимодействии с органами местной власти под руководством губернатора области Александра Пеклушенко и другими спецслужбами».
ФОТО АВТОРА

Комментарии читателей

• Ольга

А ти якого милого діду не сидиш дома на печі а десь швендяєш?