Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
25% годовых на автомобильный кредит — это не нормально
Поделиться

Заведется — не заведется? Тысячи запорожцев, затаив дыхание, ждали, запустит ли свой конвейер Запорожский автомобилестроительный завод, который в конце прошлого года объявил о приостановке производства
С 4 февраля, как и обещал председатель правления ПАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко, на проходную завода вернулись все 6200 рабочих, и работа в цехах закипела.

Как «ЗАЗ» планирует выживать в новых условиях? Как автомобилестроители будут снижать себестоимость своей продукции? «Срастутся» ли интересы «ЗАЗа» и «Запорожстали»? Об этом в интервью «Индустриалки» с председателем правления ПАО «ЗАЗ» Николаем Евдокименко

25% годовых на автомобильный кредит — это не нормально

«ЗАЗ» набирает скорость

— Николай Михайлович, вынужденный простой «ЗАЗа» был связан с введением Россией утилизационного сбора. За эти два месяца на уровне законодательства ничего не изменилось, тем не менее, «ЗАЗ» возобновил производство. Как автозавод будет выстраивать концепцию производства на фоне той ситуации, которая сложилась на рынке автомобилестроения?

— Всего в прошлом году мы произвели и продали 42 тысячи авто. Объемы продаж автомобилей в Украине в 2012 году составили около 220 тысяч штук. При этом «ЗАЗ» реализовал на рынке Украины всего 17 тысяч машин. Это значит, что «ЗАЗ» на украинском рынке продает меньше половины продукции, которую производит.

Сказать, что в ближайшее время на украинском рынке произойдут серьезные изменения, очень сложно. Все зависит от нескольких факторов. Главный из них — платежеспособность населения. А она в лучшую сторону быстро не поменяется.

Второй фактор — это привлечение нашими покупателями потребительских кредитов. Условия сейчас достаточно жесткие: валютные кредиты запрещены, а гривневые не очень устраивают наших покупателей. Если взять 2008 год, тогда больше 50% автомобилей «ЗАЗ» покупались за кредитные средства. В прошлом году этот показатель составил 15-16%. Это значит, что человек, имеющий стабильный, но небольшой доход, мог пойти в банк и взять недостающую для покупки автомобиля сумму. Ситуация прошлого года показала, что в Украине сейчас такого кредитного рая нет.

25% годовых на автомобильный кредит — это не нормально— Значит, спасать ситуацию можно только за счет экспорта?

— К нашей большой радости, рынок Российской Федерации, на кото рый мы традиционно поставляем свою продукцию, восстановился до докризисного уровня, и сегодня составляет 2,7 миллиона автомобилей в год (такой же показатель был в 2007-2008 г.г.). Мы увидели, что правительства всех стран, которые находятся вокруг Украины, реально поддерживают автомобильную отрасль своих государств.

Мы видим достаточно ответственное отношение правительства России к отечественным автомобилестроителям. Для того, чтобы ввести автомобиль на территорию России, нужно заплатить ввозную пошлину и утилизационный сбор. Кроме того, были прямые поддержки «АвтоВАЗа» — предприятию трижды выплачивали по 1,2 миллиарда долларов и реализовали 3 программы по 200 тысяч автомобилей, связанных с утилизацией. Так, человек, сдавая в утиль автомобиль старше 10-ти лет, получал 1,5 тысячи долларов, при условии, что он покупает автомобиль российского производства. Это привело к тому, что рынок Российской Федерации восстановился до докризисного уровня 2008 года.

К сожалению, в Украине ничего подобного не происходило. Все наши предложения в адрес Комитета по экономическим реформам при Администрации Президента, и в адрес Кабмина должного эффекта не произвели. Предоставив всю документальную базу, мы получили утвердительное «да, мы будем делать что-то подобное», но не получили конечного результата.

25% годовых на автомобильный кредит — это не нормально

В конце каденции прошлой Верховной Рады в первом чтении был принят Закон «Об утилизационном налоге» по аналогии с законом «Об утилизационном сборе» Российской Федерации. Надеемся, что новый парламент примет новый закон (если, конечно, начнет работать). В перспективе нас ждет либо двусторонняя отмена утилизационного сбора в России и в Украине, либо его двустороннее действие.

Мы рассчитываем также что правительство изменит законодательство и инвестиционная деятельность будет относиться на затраты, как это практикуется во всех цивилизованных странах. Что импортное оборудование, которое не производится в Украине, можно будет растаможить без ввозной пошлины и НДС. Также мы считаем, что пора бы правительству ввести принятую межведомственной комиссией 15-процентную ввозную пошлину. Такое решение принято, но не опубликовано. Это позволило бы нам значительно увеличить объемы продаж наших автомобилей на украинском рынке. Пока мы ждем выполнения обещаний, мы работаем: с теми объемами и теми заказами, которые у нас есть.

К сожалению, по плану на 2013 год мы уменьшили объемы производства автомобилей до 34 тысяч. Но это прогноз приблизительный: если на законодательном уровне произойдут сдвиги в лучшую сторону, объемы могут поменяться.

— Николай Михайлович, не значит ли это, что в течение года «ЗАЗ» ждут временные остановки?

— Надеюсь, что нет. В январе нам пришлось взять тайм-аут. С 1 по 15 января — это технологический перерыв. Учитывая, что заказов на январь у нас было не так много, решили выполнить 3-месячный план за 2 месяца — за февраль и март.

Так случилось, что с сентября 2012 года мы не экспортируем свои автомобили в Россию. Это для нас большая потеря. Будет принят утилизационный сбор — хорошо, не будет — значит, будем работать в тех условиях, которые есть. Мы развиваем другие направления работы. Например, у нас есть проект с казахской компанией «Агромашхолдинг», которая производит наши автомобили «Ланос». Правительство Казахстана предоставило этой компании преференции до 2017 года — они освобождены практически от всех налогов при условии, что 30% добавленной стоимости будут сформированы в Казахстане. Мы развиваем поставки на другие экспортные рынки.

— Сколько работников «ЗАЗа» ушли в вынужденные отпуска в декабре 2012 года и сколько вернулось на рабочие места в феврале 2013 года?

— Численность коллектива автомобильного завода — 6200 человек. Рабочие основных производственных цехов в январе не работали. Но все вспомогательные и ремонтные службы работали в штатном режиме и выполняли те плановые задачи, которые перед ними стоят.

25% годовых на автомобильный кредит — это не нормально

«ЗАЗ»: мы и автобусы делать умеем…

— Николай Михайлович, как «ЗАЗ» планирует вписаться в нынешнюю ситуацию на автомобильном рынке? Если люди перестали покупать автомобили в прежних объемах, может, стоит сделать упор на производстве автобусов для перевозки пассажиров?

— В течение последних 10 лет мы производим не только автобусы, но и грузовые автомобили на территории Ильичевского завода в Одесской области. Его специализация — производство грузовых автомобилей, автобусов и таможенно-лицензионная деятельность. Там производится автобус А-07 модификации «город», «пригород». В прошлом году мы выпустили около тысячи таких автобусов, в этом году, думаю, будет не меньше. Также мы наладили производство школьных автобусов. В прошлом году мы выиграли тендер на поставку Министерству образования 250 автобусов для подвоза сельских детей к школам.

С прошлого года «ЗАЗ» перенес часть производства автобусов А-10 в Мелитополь, где выпускаются три версии: «город», «пригород» и «турист». Это — 10-тонная машина, в которую в городской версии вмешается 61 пассажир.

Кроме этого, грузовые автомобили на базе шасси индийской «ТАТЫ» мы производим в Ильичевске и комплектуем различными настройками: фургон, эвакуатор, просто шасси. Таких грузовых автомобилей мы планируем выпустить в этом году около полутысячи.

— Сегодня участились случаи аварий с участием микроавтобусов «Мерседес-Спринтер», которые не приспособлены для перевозки пассажиров. Не ведете ли вы переговоры с городской и областной властью о поставках ЗАЗовских автобусов для перевозки запорожцев? Почему бы не сделать так, чтобы запорожцев на работу и с работы возили автобусы «ЗАЗ»?

— У нас и с губернатором Запорожской области Александром Николаевичем Пеклушенко, и с мэром Запорожья Александром Ченсановичем Сином очень конструктивные и хорошие взаимоотношения, за что я им благодарен. Проект по перевозке пассажиров ЗАЗовскими автобусами сегодня реализован. За все время мы уже произвели около 7 тысяч автобусов, которые «бегают» во всех городах Украины.

То, что транспортные предприятия, в том числе и Запорожской области, используют нашу технику, для нас очень хорошо, так как это — наши покупатели. К предложению запустить на городские маршруты автобусы под брендом «ЗАЗ» и мэр, и губернатор относятся очень положительно, но вести с ними переговоры на эту тему не совсем корректно, так как они — государственные служащие. Мы больше работаем с компаниями, которые занимаются автотранспортными перевозками и которые участвуют в обеспечении городских маршрутов.

— Кроме Запорожья, куда «ЗАЗ» поставляет свою продукцию в Украине?

— Например, в Киеве треть всех автобусов — это «Богданы», треть — это автобусы производства Бориспольского завода и треть — автобусы фирмы «ЗАЗ». Что касается легковых автомобилей, то на 1000 жителей в Украине 140 автомобилей — марки «ЗАЗ». Но есть два города в нашей стране, которые явно выделяются по этому показателю — это Киев (270 автомобилей на 1000 жителей) и Запорожье (250 автомобилей на 1000 человек).

— Николай Михайлович, что нужно запорожским автомобилестроителям, чтобы спокойно вести финансово-хозяйственную деятельность и иметь полный портфель заказов?

— С одной стороны, нам нужно повысить технический уровень своего продукта с точки зрения потребительских качеств, надежности и долговечности, чтобы иметь возможность предложить своим покупателям автомобиль нового поколения. Мы очень системно, настойчиво и стабильно улучшаем параметры производимого продукта. Кроме того, мы должны обеспечить конкурентную отпускную цену на свои автомобили для украинского рынка. Это те задачи, которые должен решить сам «ЗАЗ».

Конечно, мы бы хотели видеть условия для успешного ведения бизнеса в Украине. Это, прежде всего, возможности, связанные с предоставлением и бизнесу, и нашим покупателям кредитов на нормальных условиях. Предприятию — для работы, покупателю — для приобретения автомобиля своей мечты. То есть, не под 25% годовых, как сегодня. Это никуда не годится: беря автомобиль под 24 — 25% годовых на 4 года, человек выплачивает двойную стоимость машины.

Условия для ведения бизнеса должны быть не хуже, чем в тех странах, с которыми мы конкурируем на украинском рынке. Это — налоговая нагрузка и тарифное регулирование. Сегодня импорт легковых автомобилей составляет 70%, оставляя произведенным в Украине автомобилям всего 30% рынка. Я считаю, для экономики Украины это — большая проблема.

Мы хотели бы, чтобы правительство Украины, Верховная Рада услышали нас и предприняли те действия, в которых мы нуждаемся. Мы говорим «нам» не с точки зрения автомобилестроителей, а с точки зрения всех промышленников. Я понимаю, что быстро ничего предпринято не будет, но хотелось бы, чтобы условия работы начали улучшаться хотя бы постепенно. Нам бы хотелось каких-то конкретных действий. Рассчитываем, что правительство и парламент нас услышат.

«ЗАЗ» — «Запорожсталь»: есть контакт!

— Николай Михайлович, сегодня, когда все говорят о развитии внутреннего рынка, не планируете ли Вы налаживать связи с запорожскими производителями продукции?

25% годовых на автомобильный кредит — это не нормально

— В лучшие времена половину штамповок автомобиля, из которых варится кузов автомобиля, мы покупали на «Запорожстали». И эти отношения между «ЗАЗом» и крупнейшим металлургическим предприятием региона имели давнюю историю, начиная с первого автомобильного листа. Сегодня, в связи с изменениями в менеджменте «Запорожстали», эти отношения активизировались. И мы будем рады, если «Запорожсталь» будет увеличивать объемы поставок материалов для потребностей «ЗАЗа».

С «Запорожсталью» у нас сложились партнерские и даже дружеские отношения. Мы уважительно относимся к Виталию Антоновичу Сацкому, который длительное время руководил этим предприятием. Ростислав Шурма продолжает традицию сотрудничества с нашим предприятием, что не может не радовать нас, автомобилестроителей.

— Ростислав Шурма был на «ЗАЗе» совсем недавно, осмотрел производственные мощности автомобилестроительного завода. Насколько реально возобновление поставок автомобильного листа производства ОАО «Запорожсталь» на ПАО «ЗАЗ»? Какие требования к этой продукции Вы выдвигаете? Получат ли запорожцы когда-нибудь ЗАЗовский автомобиль из запорожсталевского металла»?

25% годовых на автомобильный кредит — это не нормально

— Не только получат, а уже получают. В прошлом году мы купили у «Запорожстали» около 5 тысяч тонн металла. Сегодня мы используем запорожсталевские материалы для производства нелицевых поверхностей. Это — шасси кузова, внутренние панели дверей, внутренние капоты.

В общей стоимости автомобиля 50% — это стоимость различных узлов. Так вот, для производства задней подвески, сиденья, системы выхлопа, системы питания, блока педалей — мы используем большую номенклатуру запорожсталевских материалов.

Требования к автомобильной технике, к материалам, из которых производятся автомобили, ужесточаются с каждым годом. Нам надо, чтобы автомобильный лист, который нам будет предлагать «Запорожсталь», соответствовал высоким техническим требованиям. Более того, нам очень удобно работать с запорожскими поставщиками, а не вести продукт из Череповца, Новолипецка, из Германии, Бельгии, Австрии или Словакии. С точки зрения удобства в работе запорожсталевская продукция, конечно же, предпочтительнее.

 

 

 


Комментарии читателей