Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, ЭКОПОСТ
И в холод, и в зной автовыхлопы со мной
Поделиться

По данным областной санэпидстанции, в общей структуре выбросов на автотранспорт приходится 40 процентов

 

Концентрация вредных веществ в выхлопных газах резко снижает умственные способности людей. У детей наличие свинца
в крови может ухудшать способность
к обучению и вызывать приступы агрессии

И в холод, и в зной  автовыхлопы со мнойЭкопост «Индустриалки»– именно так мы решили назвать нашу новую рубрику о самых актуальных и разнообразных вопросах экологии в нашем индустриальном Запорожье.

И поводом для этого стало то, что с 1 января 2013 года в нашем областном центре в ходе реформирования санитарно­эпидемиологической службы Украины прекратил существование единственный круглосуточный экологический пост, действовавший в системе городской санитарно­эпидемиологической станции. Если раньше, став свидетелем загрязнения окружающей среды, вы могли сразу же сообщить о таком факте по телефону «горячей линии» экопоста, то теперь звонить некуда.

Выходит, надо успокоиться?

­ НЕТ! ­ говорим мы, журналисты «Индустриалки», и предлагаем всем вам помощь, открывая сегодня рубрику «Экопост «Индустриалки» на страницах нашей газеты и объявляя телефон «горячей линии» «Экопоста  «Индустриалки», который в феврале будет работатьс 16.00 до 17.00 ­ (061)228­30­19(Сразу же договариваемся, что в марте его номер изменится и работать он будет круглосуточно в режиме автоответчика).

Отныне наша новая рубрика «Экопост «Индустриалки» появится и на сайте газеты ­ www.iz.com.ua , где каждый посетитель нашего сайта сможет беспрепятственно оставить свое сообщение и комментарий.

Поскольку термин «экология» образован от двух греческих слов ­ «дом» и «наука» ­ и означает в буквальном смысле «наука о местообитании». Из этого мы и будем исходить — писать обо всем, что нам мешает жить в месте нашего обитания.

И еще. Говоря о борьбе за охрану природы, речь, на наш взгляд,  должна идти не только об отношении человека к природе, а и об отношении людей друг к другу. Это то, что мы сами не всегда осознаем.

А одна из наиболее существенных ошибок, которая, считаем, допускается в процессе охраны природы, заключается в том, что пропаганда  этого процесса строится не на достигнутом успехе. Мы будем искать и писать о тех, кто достигает или уже достиг такого успеха.

Вспомните историю спасения экипажа ледокола «Челюскин». По существу это было бедствие: погиб корабль, люди мерзли на льду и их с огромным трудом спасли. Однако все знают, что в истории это осталось (и справедливо) как победа. Это действительно была победа – спасение людей. Не гибель этого ледокола осталась в памяти, а страдания тех, кто остался на льду и успех тех, кто их спас. Считаем, это единственно точная и правильная постановка задачи.

Ничто так не ведет нас вперед, как достижение пусть минимального, но успеха.

ЗАПОРОЖЬЕ

И в холод, и в зной  автовыхлопы со мнойКлассовое и модельное разнообразие транспортного потока размеренно и методично портит запорожский воздух. И чем старше авто, тем сильнее «пахнет». Не за горами тот день, когда автомобили «перегонят» наши любимые, стонущие в агонии кризиса, заводы…

Неправильно думать, что проблема автовыхлопов имеет сезонный характер. Конечно, одно дело «тополиный пух – жара – июнь», а также июль и август, когда плавится асфальт, по которому медленно и очень медленно (например, через мосты Преображенского) движутся транзитные колонны тянущихся к югу отдыхающих вперемешку с чадящими большегрузами.  И другое – «на белом покрывале января», когда МЧС предупреждает об ухудшении погодных условий, а ГАИ советует гражданам не садиться за руль без крайней необходимости.

Но давайте вспомним особенности зимнего вождения. На запуск холодного двигателя требуется минимум 3 минуты. Но водители знают,  машину нужно основательно прогреть и освободить от ледяного плена, и «реанимировать» двигатель можно долго и очень долго…

И если счастливчики, живущие повыше от земли, проблему автовыхлопов могут не замечать, то жители первых этажей запорожских многоэтажек угорают и зимой, и летом. А количество машин, припаркованных «под окнами», уничтожающих зеленую (сейчас – белую) зону, не зависит от смены сезона.

Мы сделали небольшой рейд по дворам Жовтневого района Запорожья. Жители жалуются на загруженность дворов машинами, загазованность и шум…

 

Еду – как хочу, паркуюсь ­ где могу!
«Машины задом не парковать!» ­ такое послание водителям авто оставили жильцы дома по пр. Ленина, 96. Этот незначительный нюанс даёт жильцам шанс на свежее дыхание или его отнимает…

­ Машин в нашем дворе много, ­ рассказывает Карина Михайловна. ­ Заезжают на бордюр, на зелёную зону. Хотя зеленой зоны у нас уже и нет – везде машины. И ходить страшно.  Когда едет машина, не знаю, куда деться.  Тротуара как  такового тоже нет. И под балконами опасно, да и нет там сплошного прохода.  Когда я и такие, как я, собираемся подышать воздухом, а могу я выйти разве что на лавочке посидеть (моя собеседница – женщина преклонного возраста, двигается медленно, опираясь на трость. – Авт.), то особенно ощущается ­ свежий тут воздух или нет. И когда машина останавливается прямо возле подъезда, возле лавочки, и водитель ждёт кого­то и не выключает двигатель, чтобы не замёрзнуть, то дышать нам уже и нечем…

И в холод, и в зной  автовыхлопы со мнойВо дворе домов №6 и 6А по
ул. Запорожской, стоящих напротив друг друга, проектом была предусмотрена детская площадка.

­ Когда­то тут стоял теннисный стол, детские горки были, качели, я ещё застал время, когда детвора бегала, резвилась, – делится местный житель Юрий. – Сейчас, посмотрите – везде авто. А я помню, как­то на эту площадку стал заезжать мой тёзка – парень тут жил – так мы с соседом его гоняли, стыдили. Давно это было….. Сейчас эта площадка  уже как законная парковка, только бесплатная.

Жителям дома по ул. Жуковского, 76 также мешают автомобили. И проблема у них серьезнее, чем у соседей. В доме расположены продуктовый магазин и рюмочная, поэтому, кроме легковых авто, несколько раз в день во двор заезжают грузовики различных поставщиков. При этом  никакой зелёной зоны между окнами жильцов и дорогой не существует! А сама дорога в широких ямах и глубоких воронках, будто недавно  здесь бомбили.  При этом правило, что нельзя  стоять ближе 10 метров от служебных дверей, через которые производятся погрузочно­разгрузочные работы, не действует. Собственно, и стоять­то больше негде…

Такая же проблема и у жильцов дома по пр. Ленина, 144 ­ в их дворе находится несколько магазинов и 95­е почтовое отделение. А еще особо умные водители стремятся проехать через этот двор, чтобы избежать тянучки  на пересечении  проспекта Ленина с ул. Украинской. С одной стороны «транзитного» двора жители даже установили знак «Проезд запрещен», но это никак не повлияло на машинопоток, говорят жильцы…

Похожее горе и у жителей домов № 29­31 по ул. Украинской. В их единый протяженный и  узкий двор  регулярно заезжают авто  для доставки продуктов в магазин на ул. Казачьей, 1 и спецтехника коммунального предприятия (ПРЭЖО №2). А также через дома по ул. Украинской и ряд домов по ул. Казачьей курсируют легковые авто. Дело в том, что этим коротким маршрутом можно выехать с ул. Украинской на ул. Победы, минуя таксопарк (где уже давно и мало­успешно ведутся ремонтные работы).

­ И в холод, и в зной  автовыхлопы со мнойМашины по нашим дворам «летают» уже давно. Мы писали коллективные жалобы, но максимум чего добились – во дворе установлено несколько «лежачих полицейских», ­ говорит Евгения Юрьевна, которая живет и гуляет тут с внучкой Дашенькой. ­ У нас всё время, как на трассе, – машины едут и днём, и ночью. Двор узкий, машинам трудно разминуться, кому­то из водителей приходится заезжать на бордюр. Не все хотят или могут это сделать. Бывает, доходит до драки между водителями. Или, не уступая дорогу, встречные машины трутся друг о друга, сбивают зеркала. Водители хотят проехать это узкое место как можно быстрее и никакие искусственные препятствия не помогают. Ходить по нашим дворам опасно. Ходим под самым домом, под балконами. Хотя и это опасно, особенно сейчас, когда снег летит с крыши, сосульки. И на детской площадке, сами видите, также припаркованы авто.

К сожалению, при застройке города возможность разрастания личного автопарка жильцов учтена не была. И в Запорожье жители оставлены с этой проблемой один на один. Просто классика: — Наши дворы планируются не для гуляний!  — А для чего?!  — Для эстетики!

Как мы убедились, гулять в наших дворах действительно опасно, в том числе и на детских площадках. А вместо эстетики мы обнаружили автомобили на местах, которые ранее претендовали быть зелёной зоной. Причем припаркованы они как передом, так и задом к окнам жильцов. Тем самым зловонно­чадящим задом…

И вроде бы никто и не виноват. Поэтому выкручивайтесь, как можете. «Вам государством выдано отдельное помещение, там и гуляйте» ­ помните, так заявила товарищ управдом в известном фильме. Т.е. или гуляйте ваших детей и внуков в помещении, или заводите свои автомобили и езжайте в другое место для прогулки. Или предъявляйте конкретные претензии к автовладельцу, который включил мотор своей машины и травит вас выхлопными газами. К сожалению, реальных  рычагов разрешения проблемы сегодня нет.

 

Токсичный «подарок» для самого слабого
И в холод, и в зной  автовыхлопы со мнойЗадумайтесь: выбросы автотранспорта происходят примерно наметровой высоте от уровня дороги. А кто попадает в «метровую зону»? Вот именно – дети! Увы, самым маленьким гражданам достается больше всего автовыхлопов. На этот аспект обращает особое внимание доцент кафедры транспортных технологий ЗНТУ,  академик Транспортной академии Украины Владимир Юдин.

Причем автомобильные выхлопы вредны не только легким человека. Концентрация вредных веществ в этих газах  резко снижает умственные способности людей. У детей наличие свинца в крови может ухудшать способность к обучению и вызывать приступы агрессии.

А такая составляющая выхлопных газов, как бенз(а)­пирен – один из самых опасных углеводородов,  является очень сильным канцерогеном, т.е.  приводит к онкозаболеваниям. Его на оживленных перекрестках «выпадает» 200 кг в сутки, говорит Владимир Юдин.  Кстати, автомобилисты, вы знаете, где осаждается бенз(а)пирен в вашем автомобиле? На срезе выхлопной трубы и на свечах зажигания. Вспомните, сколько раз вы брали в руки свечи, выкручивая их?  А ведь бенз(а)­пирен через кожу попадает в ваш организм, предупреждает Юдин.

По  данным специалистов кафедры транспортных технологий ЗНТУ, на десяти наиболее напряженных перекрестках Запорожья суточные выбросы составили: 22 тонны оксида углерода, 67 тонн углеводорода, 24 тонны диоксида азота, две тонны диоксида серы, 700 кг сажи и 200 кг бенз(а)пирена (поэтому в среднем на обследованных перекрестках индивидуальный риск онкозаболеваний в сто раз превышает норму).

­ Как минимум двести тысяч авто ежедневно выезжает на улицы нашего города, – говорит Владимир Петрович. – Распределяются они, с учетом специфики планировки города, преимущественно по трем магистралям – пр. Ленина, ул. 40 лет Советской Украины и ул. Победы. Соответственно, интенсивность движения по этим улицам колоссальная, а скопление автомобилей на отдельных перекрестках превышает все мыслимые нормы. На обследуемых перекрестках мы вели непрерывную видеосъемку в течение всего светового дня. Потом изучали видеозаписи, ранжировали автомобили по типам двигателей и обрабатывали полученную информацию на компьютере. В результате получили данные, согласно которым на наиболее напряженных перекрестках в часы пик выбросы автотранспорта по интенсивности могут достигать 62­65 процентов от общего фона всех вредных выбросов.

Например, на перекрестке улицы Украинской и пр. Ленина в часы пик проходит около пяти тысяч машин в час! И все они останавливаются на светофоре. Временами очередь из авто растягивается метров на 400. Представляете, какая в эти моменты тут концентрация выбросов?!

В Запорожье десять наиболее проблемных перекрёстков, считает Юдин.  Это перекрестки улицы Плотинной и бульвара Винтера; проспектов Металлургов и Ленина; улиц Тюленина и Победы; перекрестки в районе пятой горбольницы; ул.Анголенко; улиц Совхозной и Культурной; улиц Уральской и Чаривной; ул. Украинской и пр.Ленина; круг на ул. Иванова; участок дороги в районе Черной горы.

Что же предлагает специалист для уменьшения вредного влияния автовыхлопов?

И в холод, и в зной  автовыхлопы со мнойВладимир Петрович считает, что значительно уменьшить пагубное действие автотранспорта можно, если построить новые объездные дороги и реконструировать наиболее напряженные перекрестки. Также  оборудовать на территории Запорожья четыре­пять стационарных постов контроля уровня дымности и токсичности выхлопов. Сама проверка должна проводиться бесплатно, а регулировка двигателя – уже за плату. А чтобы заинтересовать водителей заезжать на эти посты, надо выделять деньги из экофонда на выдачу, например, акционных бланков для заправки автомобилей, которые прошли контроль. Также выделить научным центрам города финансирование на оценку эффективности различных ноу­хау, направленных на экономию топлива и снижение вредных выбросов от автомобилей.

И установить строгий контроль за качеством топлива на АЗС. Но это уже, как говорится, другая история.…

 

При застройке города возможность разрастания

личного автопарка жильцов учтена не была.

И в Запорожье жители оставлены

с этой проблемой один на один

 


Комментарии читателей