Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
Генералы «Запорожстали»
Поделиться

В ковыльной степи на огромной территории за несколько лет советские люди построили промышленный гигант

 

За 80­летнюю историю «Запорожстали» чести возглавлять металлургический комбинат удостоилось лишь семь человек — великолепная семерка генеральных директоров.

Они попадали под репрессивный молох в 37­м. Эвакуировали завод в 41­м на восток страны, где в считанные месяцы собирали его снова, и он начинал работать — для фронта и для Победы

ЗАПОРОЖЬЕ

Генералы «Запорожстали»Восстанавливали предприятие из руин, когда еще продолжалась война, сразу после освобождения Запорожья.

Они осваивали новые производства и выпуск новой продукции, внедряли прогрессивные технологии ­ продолжали очень непростую историю «Запорожстали» до наших дней.

Их справедливо называют «генералами производства». Потому что руководить таким огромным металлургическим комбинатом и его почти 20­тысячным коллективом очень сложно — тут порой даже маршальских полномочий и способностей будет мало.

Рассказать о руководителях «Запорожстали» я попросил заведующую музеем истории комбината Наталью Близнюк. Сегодня вспомним о первых троих.

 

Генералы «Запорожстали»

 

Генералы «Запорожстали»

1934­-1937 годы ­

Исаак Захарович Рогачевский

 

­ Первым директором «Запорожстали», в 1934­1937 годы, ­ вспоминает Наталья Леонидовна, ­ был Исаак Захарович Рогачевский. Это ему по инициативе Виталия Антоновича Сацкого перед главным управлением комбината установили памятник.

Как раз в те годы, 1934­1936, Исаак Захарович с группой наших прокатчиков ездил в Америку, в Германию, где они обучались передовым методам работы на непрерывных тонколистовых станах. Привез эту идею на завод, и уже в 1938 году на «Запорожстали» был пущен в строй цех горячей прокатки тонкого листа с широкополосным станом. А в 1939­м был пущен цех холодной прокатки.

Таким образом, благодаря настойчивости Рогачевского на комбинате было установлено самое прогрессивное на то время оборудование.

­ Директорство Рогачевского не случайно закончилось в 37­м?

­ Исаак Захарович в 1937 году попал под репрессивный молох. К большому сожалению, он был репрессирован и расстрелян. Кстати, такая же участь постигла и директора «Азовстали» Якова Гугеля, и директора «Криворожстали» Якова Весника. Его сын, известный артист Евгений Весник, воспитывался в детском доме, потому что отца расстреляли, а мать отправили в ссылку в Казахстан.

Генералы «Запорожстали»1937-­1947 годы —

Анатолий Иванович Кузьмин

­ Наталья Леонидовна, вы рассказывали о часах­реликвии, которые стояли в директорских кабинетах.

­ Да, есть на заводе такие часы­реликвия, они уже стояли в кабинете у следующего директора Анатолия Ивановича Кузьмина — он директорствовал с 1937 по 1947 год. Потом был министром черной металлургии Советского Союза. В 1941 году принимал самое активное участие в демонтаже и эвакуации комбината «Запорожсталь» на Магнитогорский и Новосибирский металлургические комбинаты. И он же возглавлял Новосибирский металлургический комбинат во время Великой Отечественной войны. После войны вернулся на «Запорожсталь» и участвовал в восстановлении завода.

Уже в 1947 году на Московский автомобильный завод имени Лихачева ушел первый железнодорожный состав с запорожсталевским тонким листом. Гордость отечественного автомобилестроения автомобиль «Победа» делали из запорожсталевского автомобильного листа.

­ После освобождения Запорожья завод, получается, восстановили меньше чем за четыре года?

­ В 1943­м он весь лежал в руинах. Американская делегация специалистов, побывавшая здесь, пришла к выводу, что завод надо полностью демонтировать, площадку расчистить и на его месте построить новый завод. Но как же такое можно сделать, если полстраны лежит в руинах — и стране нужен металл!

В это время советское правительство обращается с просьбой к американскому правительству — помочь закупить у них автомобильный тонкий лист. Американцы отказывают, ссылаясь на то, что ленд­лиз действовал только на период Второй мировой войны (ленд­лиз — от англ. lend— «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём» ­ государственная программа, по которой США продавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты). А наше правительство обратилось к ним в 1945 году, уже после окончания войны.

К тому же, в то время уже начался виток «холодной войны». И американцы холодно ответили ­ а теперь, мол, сами, без нашей помощи.

­ Наши просили, чтобы американцы поставили свое оборудование?

­ Не только оборудование. А чтобы они в этот период, пока будет восстанавливаться «Запорожсталь», поставляли в Советский Союз тонкий лист — для тракторных и автомобильных заводов. Потому что все металлургические заводы Украины лежали в руинах.

Накануне Великой Отечественной войны «Запорожсталь» выпускала 75 процентов автомобильного листа, производимого в Советском Союзе. Потребители — Харьковский тракторный, Горьковский автомобильный, «Уралмаш», НКМЗ — Новокраматорский металлургический завод.

Американцы в 30­е годы принимали активное участие в проектировании металлургического комбината «Запорожсталь». Фирма «Юнайтед» проектировала металлургические цеха, а «Фрейн» ­ прокатные цеха. Американские специалисты были на комбинате, оказывали техническую помощь. Немецкие специалисты также тут были.

Но, как свидетельствует история — очевидцы, все­таки чувствовалось такое отношение и американских, и немецких специалистов к нам, что мы, дескать, не сможем построить такой завод, не сможем выпускать высококачественный лист. И у них было, можно сказать, прохладное отношение к нашим специалистам — то есть они не делились с ними различными тонкостями, все по верхам. Нашим самим приходилось доходить до этого, учиться самим. То есть, в принципе, завод построили советские специалисты. Хотя, конечно, иностранцы оказывали определенную помощь. Потому что у нас в Советском Союзе в 30­е годы еще не строились такие промышленные гиганты, как комбинат «Запорожсталь».

Генералы «Запорожстали»1948­-1956 годы ­

Анастасий Лукич Боборыкин

­ После Кузьмина директором кто был?

­ Анастасий Лукич Боборыкин — с 1948­го по 1956 год. Он был начальником прокатного цеха на Магнитогорском металлургическом комбинате. До войны работал на «Запорожстали», во время войны был эвакуирован как специалист на Магнитогорский комбинат, а после войны вернулся снова на «Запорожсталь». Был начальником цеха прокатки тонкого листа. Потом, когда Кузьмина назначили министром черной металлургии Советского Союза, Боборыкин стал директором завода. К сожалению, директорствовал Анастасий Лукич недолго, он очень тяжело заболел и умер в 1956 году.

 

 


Комментарии читателей