Индустриалка - новости Запорожья

Видео, Запорожье, Фоторепортаж
Стабильность и хорошая зарплата: 18-летний парень рассказал, почему выбрал рабочую профессию
Поделиться

Его наставники тоже привели аргументы в пользу того, что рабочую профессию нынче выбирать стоит — это достойная зарплата и стабильность в жизни

27 — 29 ноября в Киеве на Арт-заводе «Платформа» проходил Всеукраинский конкурс профессионального мастерства WorldSkills Ukraine 2018. В этом чемпионате рабочих профессий принимали участие молодые специалисты от 18 до 24 лет и учащиеся профессионально-технических училищ.

WorldSkills International — это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Конкурс WorldSkills — это своеобразные олимпийские игры для учащихся профессионально-технических училищ, молодых квалифицированных рабочих и специалистов.

Группа Метинвест стала генеральным партнером конкурса WorldSkills Ukraine 2018.

В этом конкурсе от Запорожья участвовал третьекурсник Запорожского машиностроительного высшего профессионального училища Дмитрий Дорофеев. И он успешно там выступил, заняв почетное второе место.

Рабочую профессию Дмитрий Дорофеев выбрал еще в школе. К ним из училища приходили ребята, которые там уже учились. Проводили профориентацию. К счастью, встреча оказалась не формальной. Ребята из ПТУ рассказывали подробно и откровенно — всё, как есть. И Дмитрию их рассказа понравился. Тогда-то и возникла мысль — а почему бы и самому не поступить в это училище?! И выучиться там на кранового машиниста. Зарплата у него, рассказывали, приличная. Нынешняя молодежь, конечно, не лишена романтики. Но и прагматичная. Приличная зарплата — это ещё и свобода.

Сейчас Дмитрий Дорофеев в Запорожском машиностроительном высшем профессиональном училище, куда он поступил в результате интересно проведенной профориентации, добрался до третьего курса. Учился по специальности — крановый машинист. Уже он завтрашний выпускник. Производственные практики проходил на «Запорожстали». Туда же после училища и хочет пойти работать. Тем более, что «Запорожсталь» ждет его. А вместе с Дмитрием и других его однокурсников — есть работа. Интересная и высокооплачиваемая.

Журналистским поводом для встречи с 18-летним Дмитрием Дорофеевым послужило то, что недавно он участвовал во всеукраинском конкурсе учащихся, представителей рабочих профессий. И в своей номинации — крановых машинистов — занял второе место. Если учесть, что по всей Украине во всех учебных заведениях крановых машинистов готовят сейчас сотни, а то и больше, то это значительный успех Дмитрия. Второй крановый машинист в Украине. Поэтому и с «номером вторым», и с его наставниками мы, конечно, пообщались. Разговор был о том, что сейчас актуально для молодого человека, «обдумывающего житьё», какую профессию надо выбирать, чтобы в жизни быть успешным, обеспеченным, независимым и самодостаточным.

Получились вот такие три интервью с самим победителем и его наставниками — мастером производственного обучения и директором училища.

ПОБЕДИТЕЛЬ

Дмитрий Дорофеев

Дмитрий Дорофеев, третьекурсник высшего профессионального училища:

— Когда в 8-м классе у нас проводили профориентацию, тогда я и почувствовал, что хочу стать крановым машинистом.

— Дима, как ты попал на конкурс в Киев?

— Нас было четверо претендентов. Мы все поехали на «Запорожсталь», где проходили тестирование на тренажере. И я показал лучший результат.

— Как у вас проходит учебный процесс?

— Во-первых, нам читают теорию. А потом показывают все это на практике. Смотрю, вникаю, повторяю — и получается. Много практических навыков я получил во время практики на «Запорожстали».

— Расскажи об этой практике.

— Вначале на комбинате мы прошли инструктаж. А потом занимались на тренажере. Прошли теорию, а потом по очереди садились и управляли предполагаемым краном. За нами следили специалисты, подсказывали.

— А в Киеве как проходил конкурс, сколько было участников?

— В моей профессии было 8 финалистов. А вообще всего — 190. Перед соревнованиями мы тянули жребий. Я попал на второй день. Может, и к лучшему. Потому что было время и понаблюдать за остальными, и волнение побороть. Когда же на второй день сел выполнять конкурсные задания, волнение совсем прошло. Всё получалось.

Всего было 5 заданий. На тренажере я просто перемещал грузы с одного места на другое — это первое задание. Второе — точное перемещение грузов. Третье — погрузка балок в прицеп. Четвертое — та же погрузка балок, но только точная. Нужно было их поставить в определенное место. И пятое — доставить объект в точно определенное место.

— Дима, какие у тебя были эмоции, когда тебя, по сути, объявили победителем? Ведь второе место — это, как говорится, серебряная медаль. Что чувствовал, ожидал ли?

— Ну, я не особо ожидал. Сразу даже не понял и не поверил, когда назвали Запорожье и мою фамилию. А тут меня толкают в бок — мол, иди получай награду! Пошел. Награду забрал.

— Как тебя дома встретили?

— Хорошо. Когда пришел в училище, меня поздравляли преподаватели, учащиеся. Все были рады.

— В училище какие предметы тебе больше всего нравятся, какие больше удаются?

— Предметы такие — эксплуатация кранов и українська мова. Ну и физкультура — это, пожалуй, у всех любимая дисциплина.

— Сколько тебе осталось учиться?

— Последний третий курс.

— Где полученные знания собираешься применять?

— Я буду учиться дальше по этой профессии — заочно, и буду работать.

— Где?

— На «Запорожстали».

— Можешь подробнее рассказать, почему твой выбор пал на «Запорожсталь»? Или тебя сюда пригласили работать?

— Интересный завод. Коллектив там хороший. Во время практики этот коллектив мне пришелся по душе. И коллектив хороший, и работа кранового машиниста высокооплачиваемая. Сейчас я прохожу практику в доменном цехе «Запорожстали».

— На настоящем кране работать пробовал?

— Да.

— И как ощущения?

— Не передать словами! Для меня это интересно, потому что всё надо делать правильно, осторожно. И, я бы сказал, — с филигранной точностью!

— Дима, твои родные и близкие тебя поддерживают?

— Мои мама, бабушка, дедушка — они меня очень любят. Я когда рассказал им, что хочу пойти учиться на эту профессию, они меня поддержали сразу же.

— К тебе в школу, как ты рассказывал, в 8 классе приходили учащиеся из вашего училища проводить профориентацию. А если теперь ты пойдешь к школьникам, что можешь рассказать о своей профессии?

— Скажу, что это очень хорошая и, к тому же, высокооплачиваемая профессия. Мне нравится управлять краном. Освоишь это — значит, ты на своем месте. Мне это, пожалуй, в первую очередь нравится — управлять таким большим краном и играючи перемещать многотонные грузы. Без крана и кранового машиниста, получается, и работа станет.

— Дима, расскажи о своем мастере производственного обучения.

— Мой мастер Тамара Анатольевна Кальченко очень хороший человек. Она училась в нашем лицее, потом работала на заводе. А с завода вернулась в наше училище уже преподавателем — учить нас, передавать нам свои знания. И вот, как видите, передала эти знания и мне. Попал на конкурс в Киев и занял 2-е место.

— Как учила вас мастер?

— Рассказывала, в первую очередь, про охрану труда, про механизмы и, конечно, всё показывала на практике.

— Что нужно для того, чтобы ученик правильно и как можно более успешно усвоил сказанное наставником?

— Наставник должен заинтересовать ученика. Знанием предмета, в первую очередь. А еще к каждому ученику он должен находить свой подход. Тогда ученик заинтересовывается предметом и впитывает знания. Так у меня было.

— Какой-то случай можешь вспомнить, когда этот подход, как ты сказал, проявился? Может, опоздал на двадцать минут на урок. Мастер могла тебя отправить «гулять дальше». А могла и по-другому поступить.

— Почти так и получилось. Я однажды очень сильно опоздал на урок. И думал, что теперь уж точно попаду в немилость. Но мастер меня простила. На первый раз. Потом больше не было таких опозданий. Но после этого случая я понял, какой хороший человек наш мастер. И мы даже сдружились. Еще с большим энтузиазмом я получал знания, которые она нам передавала.

МАСТЕР

Тамара Анатольевна Кальченко

Тамара Анатольевна Кальченко, мастер производственного обучения:

— Я здесь, в училище, работаю с 2012 года. До этого работала на Запорожском электровозоремонтном заводе в сборочном цехе. Я там проработала довольно долго сразу после училища, в котором теперь преподаю.

— Почему решили стать преподавателем?

— Поверите или не поверите! Но когда я еще маленькая была, очень хотела быть преподавателем. И вот через много лет сбылась эта детская мечта. Хотя на кране работать тоже очень интересно. Хорошо! Красиво! Кроме того, что эта профессия остродефицитная, она еще и высокооплачиваемая.

— Что вам больше всего нравилось в профессии кранового машиниста?

— Ответственность и точность. Это очень интересно. Можно сказать, что даже за душу берет. А большая ответственность заключается в том, что ты работаешь с людьми. А в цехе — минимум 200, максимум — 700 человек. И когда ты перемещаешь груз, должна следить, чтобы он был правильно закреплен и, не дай Бог, не сорвался и не упал. Ты должен проверить свое рабочее место и проверить кран — осмотреть его, чтобы не было никаких даже невидимых поломок. Не дай Бог, какая-то поломка — это может быть чья-то жизнь. Человек не вернется в семью? Не вернется к детям? Я в своей работе это напрочь исключала! Только внимание и полная сосредоточенность.

— Сейчас, в качестве педагога, как выстраиваете работу со своими учениками?

— Как уже сказал Дима, к каждому из них должен быть определенный подход. Иногда, когда повторяется одно и то же, монотонно, — это может надоедать. И тогда обучение я переключаю на то, как будто мы это проходим играючи. Например во время работы на тренажере я ученикам говорю: «Вот представьте, что перемещаемый сейчас вами многотонный груз высвечивается не на мониторе. А все это происходит в реальности в цеху. А там ходят люди. Подумайте о том, чтобы перемещаемый вами груз ни на кого не упал — не дай Бог! И такое сравнение и предупреждение, конечно, срабатывает. Мы учим своих учеников, будущих крановых машинистов, величайшей ответственности.

— Что стопроцентно должен знать каждый крановщик?

— Быть предельно внимательным во время работы. Ну, и совершенствоваться, стараться расти профессионально.

— Как вам результат Димы на конкурсе в Киеве? Ожидали?

— Знаете, я очень его поддерживала. Очень за него переживала, держала за него кулаки. И он знал об этом. Я очень довольна тем, что все, что я им, своим ученикам, рассказывала, всё, что мы проходили на имитаторе, он всё это запомнил, отработал и воспроизвел. И занял второе место. Он молодец.

— В стране 2 лучших крановщика — и один из них ваш ученик. Верите?

— Сначала, как сказал Дима, было неожиданно. Но и очень приятно. Он смог, он молодец. Пусть второе место, но тем не менее это тоже большой успех.

— Дима после училища пойдет работать на «Запорожсталь», а остальные куда?

Туда, где проходят практику. Кто-то на «Запорожсталь», кто-то на «Днепроспецстали».

— То есть я хочу спросить — всех ваших 25 учеников из Диминой группы где-то ждут после учебы?

— Конечно.

— Это дефицитная специальность?

— Остродефицитная! Сейчас профессия машиниста крана такая дефицитная, что трудоустройство не 100-процентное, а 150-процентное, если так можно сказать. Они у нас еще не успели закончить учебу, а их уже ждут.

— Работа кранового машиниста физически тяжелая?

— Нет. Ты сидишь в кабине крана и управляешь им. Напряжение моральное, конечно, есть.

— Имитатор и настоящий кран отличаются по приложению физических усилий?

— Нет. И там, и там рычаги и кнопки.

ДИРЕКТОР

Александр Николаевич Олейник

Александр Николаевич Олейник, директор Запорожского машиностроительного высшего профессионального училища:

— После оптимизации к нашему училищу были присоединены еще два училища Шевченковского района. На сегодняшний день наше училище насчитывает 1080 учащихся. Это 47 учебных групп, в которых учащиеся обучаются по 19 профессиям. Все профессии у нас машиностроительного профиля. Основные — это машинист крана, токарь, фрезеровщик, электрогазосварщик, электромонтер, автослесарь, автослесарь-водитель. То есть все профессии, которые затребованы на рынке труда нашей области и в Запорожье, в частности.

— На сегодня какие профессии самые популярные?

— Электрогазосварщики, станочники широкого профиля, токари, машинисты кранов.

Расскажите о победе Дмитрия. Почему именно он поехал на конкурс?

— Вообще, наше училище не пропускает такие конкурсы. Перед этим был конкурс — там наш ученик Ваня Москалюк занял тоже второе место по профессии станочника широкого профиля. Целый год он получал президентскую стипендию — 1000 гривен. Не пропускать конкурсы профмастерства нам помогают наши партнеры — в частности, «Запорожсталь».

Дмитрий занял престижное второе место. Но мы ему не говорим — мол, ты всё теперь знаешь. Учеба продолжается. Да он и сам к ней ответственно относится, старается.

— Насколько сейчас важны для региона рабочие специальности, по которым у вас в лицее обучают?

— Если раньше мы искали, куда устроить выпускников, то теперь к нам очередь работодателей. Они приходят и говорят — дайте нам ваших выпускников и называют профессии. Буквально все рабочие профессии!

И сейчас все работодатели стремятся заполучить наших ребят. Но одни хотят получить готового специалиста, причем, уже высококлассного — а где его взять. Другие, как «Запорожсталь», «Мотор Січ», действуют по-другому. С первого курса берут наших ребят к себе на производственную практику, и тогда после окончания училища они приходят на предприятие уже подготовленными профессионалами.

В итоге 90 процентов наших выпускников после лицея идут работать на предприятия, где их ждут. Остальные 10 процентов — это те ребята, кто ушел служить в армию, поступил в вуз, и девочки, которые вышли замуж и ушли в декретный отпуск.

— Рабочие профессии — насколько они престижны?

— Престиж рабочей профессии прост. Есть работа — есть возможность заработать. Значит, есть возможность устроить свою жизнь, создать семью и обеспечить её всем необходимым. И бытует распространенное заблуждение, особенно у родителей. Мол, чтобы обеспечить свою жизнь, нужно обязательно иметь высшее образование. Но сейчас в центры занятости часто приходят люди и говорят — мол, высшее образование у нас есть, а заработать мы не можем, потому что трудно найти работу. Везде нужны сварщики, токари и другие рабочие специальности — таких берут на работу с большим удовольствием.

Престижность рабочей профессии познается не тогда, когда идет профориентация. А вот когда человек уже поработает, тогда поймет — жаль, что я не получил вначале рабочую профессию. А потом уже можно было строить планы насчет высшего образования.

У нас сейчас создается учебно-практический центр. Это центр по профессиональной подготовке незанятого населения. Здесь будут обучаться таким профессиям, как токарь, фрезеровщик, сварщик, станочник — все, кто пожелает. Я думаю, в следующем году мы этот центр будем открывать.

В общем, основной престиж рабочей профессии — заработная плата и стабильность в жизни.

— И у молодежи повышается интерес к рабочим профессиям? Как это ощущает приемная комиссия лицея?

— По количеству поданных заявлений на поступление. Сварщики — перебор, станочники — перебор, электрики — перебор.

ВИДЕО. Дмитрий Дорофеев за тренажером

Фото и видео: Дмитрий Шилин

Читайте также: На «Запорожстали» будущих крановых машинистов готовят, как летчиков и космонавтов



Комментарии читателей