Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье, Культура
Композитор Владимир Быстряков: В 4 утра позвонил Валера Леонтьев и сказал, что песня «Куда уехал цирк?» не дает ему спать
Поделиться

Заслуженный артист Украины Владимир Быстряков известен в первую очередь как замечательный композитор. Его песни исполняли Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Ирина Понаровская, Николай Караченцов. Владимир Быстряков проявил себя и в качестве телеведущего, шоумэна, актера и писателя. Обо всем этом композитор рассказал в интервью во время кинофестиваля «Бригантина», где он – постоянный гость.

— Владимир Юрьевич, вы сами захотели заниматься музыкой или  родители заставили?

Композитор Владимир Быстряков:  В 4 утра позвонил  Валера Леонтьев  и сказал, что песня  «Куда уехал цирк?»  не дает ему спать— Понятно, что заставили. Мы жили без отца, мама постоянно моталась по заработкам. А я был на улице фактически, но где-то в 6 лет бабушка меня оттуда забрала и отдала в музыкальную студию.

А в 8 лет я стал ребенком-вундеркиндом, обо мне сняли фильм, он пошел по Европе, мне начали писать письма из Австрии, Польши и Болгарии. Бабушка вместо меня на них каракулями писала ответы, потому что мне было лень. Вот так все и началось, помимо, конечно, моей воли.

Так что если есть у ребенка вашего способности определенные и вы хотите, чтобы он стал музыкантом, нужно какое-то время проявить силу воли и не давать послабления, потому что редко когда дети соглашаются заниматься музыкой. Ведь музыка-то – не сразу создание прекрасных мелодий или их исполнение. Это многочасовое сидение за инструментом, овладение гаммами и так далее. Такую нудную работу малыши, как правило, очень тяжело воспринимают, по себе знаю.

— А когда вы начали писать песни для эстрадных исполнителей?

— Однажды ко мне подошел мой товарищ, кинорежиссер Олег Бийма, и говорит: «Володя, ты не смог бы мне написать несколько песен для моего фильма музыкального? Мне не хватает песенного материала. Фильм такой сборный, там и Евгений Мартынов участвует, и ансамбль «Кобза», и Надежда Чепрага, и другие звезды нашей эстрады». В общем, я взялся и в итоге написал больше десятка песен.

И для меня самой большой похвалой было, когда музыкальный редактор студии с явным неодобрением сказала: «Что-то у вас, Володя, музыка слишком английская». Я ведь действительно ориентировался на «Битлз», Пресли и других представителей мировой эстрады, которая к нам прорывалась иногда. Фильм под названием «Сказка как сказка» вышел на телеэкраны
1 января 1979 года. Это и был мой старт как композитора-эстрадника.

— Немало ваших песен исполнил Валерий Леонтьев. Как началось ваше сотрудничество?

— Я написал несколько песен для детской редакции украинского радио. Там мы и познакомились с Леонтьевым. Я приехал со своим рулоном пленки, хотел показать ему песни, начали перематывать, и вдруг он говорит: «Стоп-стоп-стоп, что это вот такое?» А там была только фонограмма чистая, больше ничего. Каким образом Леонтьев уловил в этом что-то, для меня остается загадкой, очевидно, это был перст судьбы.

Я сказал ему: «Валера, это детская песня, она написана в высокой тональности, для женского голоса, тебе она не подойдет». А песня называлась «Куда уехал цирк?». Вдруг в 4 часа утра Леонтьев мне звонит и говорит: «Знаешь, эта песня мне не дает спать».

Я позже понял, почему она ему не давала спать – потому что он ее исполнил так, что когда послушала заказчица из детской редакции, то сказала: «Володя, какая же это детская песня? Она же наполнена трагизмом». А Валера сказал: «Я спел о том, куда ушло все, а не пел о детстве».

Песня еще вдобавок совпала с очередной волной еврейской эмиграции. В Москве сразу придумали новый текст: «Куда уехал Марк, вчера еще Иван, как удалось ему так быстро выбить визу?».

— И с тех пор вы стали больше работать именно как композитор?

— Да, до этого я вел образ жизни концертирующего пианиста с концертными программами серьезными – Равель, Дебюсси, Бах, Бетховен, Стравинский, Шопен. Но мне хотелось раздвинуть границы общения с людьми, которые приходят на концерты, и заговорить с ними языком сегодняшнего дня, в котором я был бы не только интерпретатором чужих произведений, пусть даже гениальных, но и что-то свое исполнял.

И со временем у меня концерты стали проводиться в двух отделениях: в первом я играл классику, а во втором  —  свои произведения, музыкальные шутки всякие, рассказы, разговоры, у меня развязался язык. И вот это было именно то, что мне нужно.

Когда меня сейчас спрашивают: «Почему вы оставили сцену как концертирующий академический пианист?», я отвечаю: «Мне было некомфортно». Гораздо более комфортно в костюме автора, который ведет беседу со зрителями. Человек всегда ищет в жизни какой-то кайф для себя. Для меня этот кайф в работе, в том, что ты сделал, и в том, что ты можешь показать зрителям и порадоваться вместе с ними.

— Вы довольно много музыки и песен написали для мультфильмов, например, «По дороге с облаками», «Остров сокровищ».

— Знаете, был период, когда я один писал музыку ко всем мульт-фильмам Киевской студии на протяжении лет пяти. Мне нравилось, что могу дурачиться, использовать приемы, которые не могу использовать больше нигде, например, в игровом кинематографе. А здесь, на малом метре, буквально на пятачке, когда ты должен извернуться и музыкой своей все рассказать, раскрыть содержание мульт-фильма.

И еще одна немаловажная деталь: атмосфера самого творческого процесса на «Киевнаучфильме» была гораздо более удобоваримой для моей натуры, чем на студии имени Довженко.

— А когда вы начали работать в качестве телеведущего?

— Этого я даже не помню, потому что столько раз уже работал на телевидении, что давно перестал волноваться или замечать камеру и микрофон.

Вот, например, была передача, которую мы вели как-то с Наташей Королевой, тогда еще Наташей Порывай. Она называлась «Я пишу музыку к мультикам». В ней показывали отрывки из мульт-фильмов с моей музыкой и с песенками и так далее.

— У вас есть и актерский опыт, вы уже в нескольких фильмах снялись.

— Да, было дело. Мой друг Андрей Бенкендорф, к сожалению, покойный нынче, снимал новогоднюю историю «Елка, кролик, попугай». И меня он пригласил сняться в роли подвыпившего Деда Мороза, который с такой же пьяной Снегурочкой после семнадцатой елки перекочевывает на восемнадцатую. Эпизод снимался летом, у меня была борода, шапка, шуба. Мне было жарко до невозможности.

Я выносил Инну Цимбалюк на руках из лифта, потому что она уже якобы стоять не могла. И сам придумал себе единственную фразу: «Внучка, сколько раз тебе говорил, не понижай градус».

После этой съемки сразу была пресс-конференция. И поскольку артистов не было, Андрей позвал меня с собой. На меня набросились, как на Брэда Питта: «Как вы работали над ролью? Что вы чувствовали? А сверхзадачу вы ставили?» Я что-то такое молол.

А в итоге из всего этого съемочного периода в фильме остался только стоп-кадр на титрах, потому что  когда Андрюша монтировал все это дело, роль Деда Мороза не вписалась по сюжету.

Снялся еще в эпизоде «Острова любви» у Олега Биймы. Я там иду мимо еще юной тогда Марины Могилевской, снимаю у ее партнера шляпу, надеваю на себя и походкой такой иду мимо них. Я этому даже не придаю значения, потому что это не роли, а так, баловство.

Хотя мой друг Коля Караченцов почему-то считал, что во мне есть мощное актерское начало. Не знаю. 

— Вы еще и книги стали писать?

— Да, опубликовал «Байки от Вовчика». Сейчас уже вторая книжка готова. Музыкальная фраза и литературная фраза оказались очень тождественными. То есть когда ты пишешь, стараешься динамику фразы найти, какие-то ключевые слова, которые могут осветить тот или иной сюжет светом особым.

Я всегда помню слова Юрия Никулина, который говорил, что не важно, о чем ты рассказываешь, важно, как ты рассказываешь. И когда его спрашивали: «Вы этот анекдот слышали?», он говорил: «От вас я его еще не слышал, рассказывайте». Он был абсолютно прав, потому что можно одну и ту же вещь рассказать совершенно по-разному.

У нас в компании наших «Золотых гусей» есть люди, которые мастерски это делают. Это тот же Евгений Паперный, тот же Давид Черкасский, которые могут историю, которую мы слышали 250 тысяч раз, рассказывать так, что мы катаемся по полу от смеха, потому что смачные детали, смачная подача. Это надо слушать, как говорят в Одессе.

       

ИЗ ДОСЬЕ

Быстряков Владимир Юрьевич. Родился 13 декабря 1946 года в Киеве. Окончил Киевскую консерваторию
в 1972 году. Заслуженный артист Украинской ССР (1987).

Написал музыку к 17  фильмам, среди них : «Сказка как сказка» (1978), «Обвиняется свадьба» (1986), «Звезда шерифа» (1991), , «Остров сокровищ» (1988), «Любовь и смерть картошки обыкновенной» (1990).

Снялся в фильмах:
«Ехать – значить ехать…» (1992), «Остров любви» (1995), «Бери шинель…» (1998),

«Елка, кролик, попугай» (2007).

Сервис «СтампаВива» предоставляет распечатку любой полиграфии в Москве, перейдя на наш портал вы узнаете все о качестве предоставляемых услуг рекламной полиграфии.

 

Фото Александра Прилепы


Комментарии читателей