Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Культура
В Бердянском художественном музее открылась выставка «Пленэр–2013» и стартовал арт–проект «Прозрачность»
Поделиться

Наши художники не привыкли работать на заданную тему

В художественном музее стало много прозрачности
И если на пленэр художники в рамках празднования Дня города (он отмечается 17 сентября) приезжают в Бердянск уже шестой раз, и их живописные работы милы и традиционны – море, рыбаки, отдыхающие, пейзажи, то арт–проект «Прозрачность» – совершенно новое явление в культурной жизни Бердянска. Пятнадцать художников, девять из которых представляют Германию, Нидерланды и Москву, а остальные – Украину, в течение десяти дней создавали свои работы на заданную тему.

В Бердянском художественном музее открылась выставка  «Пленэр–2013» и стартовал арт–проект «Прозрачность»Инициатором проекта «Прозрачность» в Бердянске стала директор художественного музея Марина Бучакчийская, а его куратором – владелица художественной галереи Галина Зайдель из немецкого города Кельн. Она и определила тему. Это уже второй совместный с Галиной Зайдель проект, первый был реализован в 2010 году. Нынешние работы, как и произведения 2010 года, после Бердянска поедут в Кельн.

– Все пятнадцать художников раскрывали тему по–своему, в разных техниках, – говорит Марина Николаевна. – Для нас, конечно, многое выглядит не–
обычным, но на Западе  это давно привычные проекты. У всех представленных в этом проекте европейских художников – десятки выставок в Европе и обеих Америках, их работы  выставляются в самых престижных галереях и частных коллекциях.

Наши художники не привыкли работать на заданную тему. У нас разный менталитет, мы по–разному мыслим. Поэтому возле каждого произведения гостей мы повесили аннотацию, чтобы наш зритель получил направление мысли, своеобразную подсказку. А на Западе люди сами «читают» такие произведения искусства. Но какими бы мы ни были разными, нас объединяет искусство.

Действительно, воплощение темы «Прозрачность» некоторыми художниками, прямо скажем, шокирует неподготовленного зрителя.  Например, инсталляция Йорге Омлаффа из Германии действительно требует некоторых пояснений. На полотне прикреплены более десятка женских колготок, и, надо честно признать, что эта всем известная деталь женского туалета действительно прозрачна. И то, что многим  этот колготочный отряд не кажется искусством, вовсе не означает, что художник не имеет права на свое видение. Оно не хорошее и не плохое. Оно другое.

«Прозрачность», воплощенная другими художниками, представлена то в виде прозрачного параллелепипеда, то живописными полотнами, некоторые из них живо напоминают «Черный квадрат» Малевича, то в виде  различных инсталляций.

Лилиан Опдорп из Нидерландов воплотила заданную тему в виде зеленых образов. Лилиан прекрасно разговаривает по–русски. В свое время она после окончания голландского художественного вуза стажировалась в Суриковском художественном училище в Москве,  и с тех пор, по ее словам,  25 лет совершенствуется в русском языке.

В Бердянском художественном музее открылась выставка  «Пленэр–2013» и стартовал арт–проект «Прозрачность»– Мы провели здесь незабываемые дни, – говорит Лилиан. – Мы так много общались с бердянскими художниками, задавали им столько вопросов: «А как у вас?». Отвечали на их: «А как у вас?». Мы выезжали на пленэр на косу, и это поразительное место. Я даже представить не могла такой красоты. Второй выезд был на родину художника Бродского в село Софиевку. Там своя красота, хотя и нет моря. Тихие сельские пейзажи, озеро…

А еще очень сильное впечатление на меня произвели люди. Таких открытых, светлых душой людей я нигде не встречала, даже в других украинских городах. Как–то я хотела купить кефир, его не оказалось, но мне вместо «нет» сказали: «Пройдите за угол, здесь недалеко есть второй магазин, и там наверняка найдете кефир». И это только один пример.

И хотя он, конечно,  не из области искусства,  Лилиан уверена, что главное искусство в Бердянске – общение с людьми, а их арт–проект всячески помогает сближению таких пока еще разных миров.

 

Словарик «Индустриалки»

Пленэр – (от фр. en pleinair — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Инсталляция – форма современного искусства, пространственная композиция, созданная

из различных элементов и являющая собой художественное целое.

 


Комментарии читателей