Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье
На работу к бабушке
Поделиться

Социальный работник с 20–летним стажем Светлана Канашкова рассказала, как таскала «кравчучки» с продуктами пенсионерам и кайфовала от дневных прогулок по городу
Завтра в Украине отмечают День работника социальной сферы. Этот праздник можно назвать вторым 8 Марта для многих представительниц прекрасного пола, ведь профессия эта сугубо женская. Сами они часто шутят: «Наша работа женская, потому что самая легкая». А ведь назвать их ежедневный труд, построенный на хорошем отношении к чужим людям, легким язык не поворачивается.
В Бородинском отделении социальной помощи на дому в канун праздника собрались все сотрудницы — 20 женщин, которые обслуживают 226 человек. В основном, их клиенты — пожилые, одинокие люди. Даже в предпраздничный день рано утром телефон в отделении не умолкает – бабушки и дедушки звонят своим «девочкам» с просьбами.
Заведующая  отделением Светлана Канашкова, зная распорядок дня, кратко поздравила подопечных с праздником, сообщила о премиях и отпустила работать.
– Расслабляться нельзя, каждую из них уже ждут, – говорит Светлана Григорьевна. – Наше отделение обслуживает и лежачих людей, к которым нужно ходить каждый день. Работа у нас сложная, но многим кажется: что там сложного? Пришел, пообщался, суп сварил, полы протер, продукты купил, и все — никакого напряжения. Но это только верхушка. Люди ждут нас по другой причине – они остались одни и хотят помощи, внимания.
– А как вы пришли работать в социальную сферу?
– У меня техническое образование. Я работала в Клубе юных техников комбината «Запорожсталь» и моя знакомая предложила мне перейти на работу в тогда только начавшую зарождаться структуру.
Я не понимала даже, чем конкретно буду заниматься, пришлось поучиться, а потом меня взяли. Хотели оформить 1 апреля 1992 года, но я попросилась 2–го, чтобы без шуток (улыбается). Тогда при управлениях труда появились отделения социальной защиты. Главной задачей было ходить за продуктами, организовывать людей для уборки в домах пожилых, одиноких людей. Для этого мы обращались в специальные столы заказов.
Время было дефицитное, приходилось часами стоять в очередях за пайками, а потом ехать с сумками через весь город. Это ведь сейчас супермаркеты на каждом углу. Помню, были проблемы с молочной продукцией, так мы в специализированных магазинах делали заказы для каждого человека и разносили. Можно было взять на одного литр молока, бутылку кефира, поллитра сметаны и полкило творога. Мы были добытчиками.
– После того как разобрались с обязанностями, работа понравилась?
– Поначалу была в шоке, но это были приятные эмоции. Ты помогаешь людям, делаешь их жизнь лучше. Сразу я переживала: вдруг кому–то не понравлюсь, все–таки чужие люди, а потом успокоилась, все пришло с опытом.
Я пришла из заводской системы, где нужно было работать от звонка до звонка, а здесь могла целыми днями по городу в делах бегать. Помню, ходила днем по городу такая счастливая, первое время даже непривычно было, будто кто–то за плечо возьмет и скажет: «А почему ты не на рабочем месте?»
– Были тяжелые случаи, когда не сходились с людьми?
– Разные случаи были. Я поняла: главное — людей надо любить такими, какие они есть. Наш контингент — в основном одинокие женщины, мужчины до таких возрастов не дожили, многих война забрала. А у женщин проблемы одни на все века — одиночество, старость, болезни.
Нужно уметь слушать, утешать и не быть равнодушным. Мы выполняем функции и психолога, и часто медработника.
– Получается, вы помогаете, в основном, женщинам и в профессию социального работника тоже идут женщины?
– Да, выходит, так. Правда, совсем юных нет, профессия требует навыков, стойкости характера, жизненного опыта. В моей практике я встречала только одного мужчину в этой профессии. Молодой парень, по религиозным соображениям не мог пойти в армию и его направили на социальную работу. За продуктами он ездил на велосипеде, впереди была корзинка для продуктов. Женщины все в руках таскали, а он додумался!
– Какие качества необходимы человеку, который решил стать социальным работником?
– Желание помогать людям. Сейчас социальная сфера развивается, предоставление услуг расширяется. Мы стараемся идти в ногу со временем. Помимо надомного обслуживания, у нас есть много услуг — это и парикмахер, который ходит по домам и бесплатно стрижет, есть небольшой швейный участок, отделение социально–бытовой адаптации, гериатрический центр. Сейчас у нас начинается пора оформления субсидий для подопечных. Получается, что социальный работник — представитель человека в деловых вопросах.
– Есть такой термин «профессиональное выгорание». Как преодолеваете это состояние, ведь в эмоциональном плане нужно много отдавать?
– Мы проводим тренинги, обсуждаем проблемы, стараемся разговаривать, потому что каждый знает – о своем здоровье нужно заботиться и хорошее настроение культивировать. Бывают и у меня сложные моменты, но я часто говорю девочкам, что никто из нас не становится моложе с годами и все мы должны понимать, что делаем важное дело.
И знаете, когда общаешься с пожилым человеком долгое время, раскрывается его душа и ты понимаешь, что эти люди в душе молоды! Нам есть чему у них поучиться — терпению, стойкости, любви к жизни.


Комментарии читателей