Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Запорожье, Спорт
"Багги": так закаляется настоящий мужской характер
Поделиться

Сегодня на аэродроме «Космический» в Запорожье проходит третий этап Чемпионата Украины и второй этап  Кубка Украины по автокроссу на легковых автомобилях и спортивно-кроссовых автомобилях «Багги».

Вот что увидел на соревнованиях баггистов наш фотокорреспондент Александр Прилепа.

Кстати, первые багги (buggy — в переводе с английского: кабриолет, открытый автомобиль, тележка), напоминает официальный сайт Запорожской областной организации ОСОУ, появились в конце 50-х годов XX века в Калифорнии (США). Американская молодежь снимала со старых автомобилей все лишнее – двери, стекла, крышки багажников, задние сиденья – раскрашивала «остатки кузова» в яркие цвета, и в таком виде устраивались гонки по песчаным пляжам и дюнам. Новинка многим пришлась по вкусу, и стихийные соревнования превратились в регулярные соревнования или коммерческие мероприятия. Популярность багги росла и вскоре перешагнула границы Штатов – машины этого типа в конце 60-х перебрались в Европу. Первые серийные багги появились в 1964 году тоже в Америке, затем множество моделей было разработано и в Европе, в основном двухместных, туристических.

Официально первый советский багги (на базе упрощенного ГАЗ-69) был построен в 1972 году в лаборатории скоростных автомобилей Московского автодорожного института. Почти одновременно багги стали появляться в Ленинграде, Риге, Таллине и, конечно же, в Запорожье. В конце 70-х годов багги стали делать и в Тольятти, еще позже на КАМАЗе. Базой создания и развития багги-клубов были автозаводы, крупные АТП, СТО автомобилей, технические вузы и ДОСААФ. Изначально багги изготавливались из «подручных» шасси – путем переделки и упрощения кузовов «газиков», «запорожцев», «москвичей», но эти конструкции быстро «вымерли». Надо отдать должное запорожским умельцам, они сразу начали строить одноместные гоночные машины – «формулы для грязи».

В конструктировании багги наметилось два ярко выраженных направления компоновки автомобиля – «заднемоторное» и «среднемоторное». Первое связано с традициями чемпионата Европы, где преобладают трассы «моторного» типа, и на длинных прямых участках необходимо загрузить задние ведущие колеса, на «плохое поведение» этих машин на поворотах не обращали внимания – поворотов было мало. Второе направление – «среднемоторное» обеспечивало меньший вес автомобиля, чем у «заднемоторного» и, самое главное, у «среднемоторников» был меньше момент инерции вокруг «вертикальной оси», что позволяло легче и быстрее проходить повороты. Кстати, современные спортивные автомобили, «Суперкары» и Формулы-1 делают по этой схеме.

У полноприводных багги расположение двигателя вообще не имеет принципиального значения — вся мощность двигателя реализуется на четырех колесах. Кстати, первый в Украине полноприводный багги был изготовлен в Запорожье, в автоклубе «Космос». Вопрос о том, какая из конструкций дает большее преимущество в гонке, остается открытым до сих пор… К слову, в Запорожье производили «среднемоторные» и «заднемоторные» багги, первые хорошо выступали на наших первых «разбитых» кроссовых трассах, вторые – успешно на этапах Европейских соревнований. Выпускались в Запорожье и полноприводные багги обеих компоновок.

В Запорожье множество багги изготовлялись в первичных организациях ДОСААФ, но были и серийные разработки: багги «Старт-90» производства автоклуба «Космос» была признана лучшей в СССР серийной моделью; багги производства ЗЗСА («Запорожского завода спортивных автомобилей») выступали на Европейских трассах; багги «АБ-82» разработки АвтоЗАЗа (главный конструктор багги Александр Цевелев), была принята в серийное производство на Абовянском заводе ДОСААФ. Было изготовлено около трехсот таких машин, которые попали в клубы ДОСААФ от Прибалтики до Средней Азии.

Одна из лучших в Союзе трасс автокросса находилась в Запорожье на Верхней Хортице. С 1979 года там регулярно проводились чемпионаты УССР и СССР — эти автогонки собирали тысячи поклонников этого вида спорта.

В 80-е года популярность этого технического вида спорта достигла своего апогея, десятки энтузиастов увлеченно строили и совершенствовали багги, принимали участие в многочисленных соревнованиях по автокроссу. До начала 90-х годов город Запорожье гордо носил неофициальный титул «Столица багги в СССР».

В истории остался рекорд запорожцев, который не суждено никому побить. Всего в Советском Союзе было 20 мастеров спорта по автокроссу, так вот – более половины из них – жители нашего славного казацкого края!

С началом перестройки и развала Советского Союза развитие автокросса пошло на спад, многие трассы и автоклубы не смогли выдержать новых финансовых и хозрасчетных отношений – их пришлось закрыть, проведение соревнований прекратилось.

Однако, уже в независимой Украине, Запорожье смогло сохранить свой «автокроссовый» потенциал, обновить автоклубы ОСОУ (ДОСААФ), заинтересовать машинами багги подрастающее поколение. В нашем городе появилась новая трасса «Космическая», что дает возможность проведения Чемпионатов Украины и этапов Кубка страны на самом высоком уровне.