Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Блог Владислава Николаева, Запорожье
Чтобы люди на местах доверяли власти, она не должна назначаться сверху
Поделиться

Чтобы люди на местах доверяли власти, она не должна назначаться сверхуВладислав Николаев, политолог.

Вот и сегодня, в условиях самой глубокой социально-экономической катастрофы за все 25 лет существования, обрушившейся на Украину в последние две года, мы пытаемся найти какие-то блестки надежды. На сей раз они заключаются в магическом слове децентрализация.

Для простого обывателя это означает увеличение полномочий местных органов власти. По идее, передача обязанностей на места должна сопровождаться передачей и финансов, но с этим инструментом власть будет расставаться менее охотно. А если учитывать еще и то обстоятельство, что в определенной степени рушится вертикаль власти, то становится понятным, почему, несмотря на громкие обещание Порошенко и премьеров, децентрализация в Украине практически не идет уже 2,5 года. Центральная власть просто не хочет расставаться со своим влиянием на региональные элиты.

Для того, чтобы отстоять свои позиции, Президент внес такие поправки в Конституцию под децентрализацию, что нивелируется сам ее смысл. Полномочия префектов настолько велики, что им могут позавидовать нынешние главы областных и районных администраций. Против этого возражают практически все остальные политические силы – начиная от «Оппозиционного блока» и заканчивая «Самопомощью».

Нет сомнений в том, что для того, чтобы люди доверяли власти, эта власть должна представлять сам народ. Избираться на территории, быть выходцами из этой территории, а не назначаться откуда-то сверху, благодаря политическим договоренностям, и представлять не интересы Киева, скажем, в Розовском или Вольнянском районе, а представлять интересы жителей этих территорий в Киеве. Согласитесь, это весьма существенная разница.

Помимо нежелания расставаться с финансовыми и управленческими рычагами влияния на регионы со стороны центральной власти, есть еще третья проблема. Проблема нестыковки нынешнего законодательства, будущего законодательства и реальности. Сегодня в целом ряде областей люди уже объединяются в громады, проходят выборы, появляются чиновники с новыми должностями, но законодательство то остается старым. Новые громады живут по старым законам. Вот в чем абсурд ситуации. В итоге, люди видят, что ничего не меняется, их жизнь не улучшается, а ухудшается, в результате реформа воспринимается в штыки. Все это видят их соседи, которые не понимают, а зачем делать какие-то телодвижения, если все останется по- старому? Таким образом, идет банальная дискредитация реформы.

Есть еще одно обстоятельство, на которое обращают внимание эксперты. Децентрализация существенно изменит состав региональных элит. Областные и районные администрации будут ликвидированы. Им на смену придут объединенные громады со своими избранными, а не назначенными руководителями. Кто имеет больше шансов стать головой громады? Уж во всяком случае не политик. Скорее всего ими станут успешные на своих территориях главы сельских советов, крупные предприниматели – аграрии. Для того, чтобы стать нардепом, нужно будет заручиться поддержкой не в Киеве или в областном центре в кабинете губернатора, а объездить села, и заручиться поддержкой громад и их руководителей. Естественно, не за просто так, а за определенные обязательства. Таким образом, уже не территориям будут диктовать условия, а наоборот. Все это не может не привести к формированию касты баронов-лендлордов, местных князьков. И это окажет существенное влияние на изменение политического расклада не только на отдельно взятой территории, но и всей страны.

И, надо признать, есть весьма реальная угроза того, что вместо децентрализации, мы получим ее разновидность в виде феодализации Украины. И тем не менее, несмотря на все риски, децентрализацию надо проводить.

Децентрализация сегодня – это не вопрос политического выбора, это жизненная необходимость Украины. Это, возможно, последний шанс сшить страну, собранную за 70 лет, как лоскутное одеяло, где в разных регионах взаимоисключающая культура, взгляд на историю, религия. Децентрализация может обеспечить защиту региональной идентичности от нашествия культуры и идеологии из других регионов страны. Это необходимо, чтобы государство стало успешным. Это понимают и люди, и власть. Но, для того, чтобы это произошло, нужно предпринять конкретные шаги, которые власть предпринимать не хочет. Что это за шаги, мы говорили выше – отказ от желания финансово, политически и идеологически влиять на регионы. Власть понимает, что для того, чтобы сохранить страну – нужна реформа. Но, провести реформу – потерять власть. И вот эта дилемма загоняет Украину в еще большую яму.

Как решить эту проблему? Здесь все зависит от людей. Если они хотят жить лучше, они должны заставить власть считаться со своими требованиями. Не отмалчиваться, сидя по квартирам, и ругая власть, а занимать активную позицию, требовать не только высоких зарплат и низких тарифов, а и политических реформ, одной из которых и является децентрализация. Только так можно защитить свои права и интересы.