iz.com.ua

Блог Владислава Николаева, Запорожье
Чтобы люди на местах доверяли власти, она не должна назначаться сверху
Поделиться

Чтобы люди на местах доверяли власти, она не должна назначаться сверхуВладислав Николаев, политолог.

Вот и сегодня, в условиях самой глубокой социально-экономической катастрофы за все 25 лет существования, обрушившейся на Украину в последние две года, мы пытаемся найти какие-то блестки надежды. На сей раз они заключаются в магическом слове децентрализация.

Для простого обывателя это означает увеличение полномочий местных органов власти. По идее, передача обязанностей на места должна сопровождаться передачей и финансов, но с этим инструментом власть будет расставаться менее охотно. А если учитывать еще и то обстоятельство, что в определенной степени рушится вертикаль власти, то становится понятным, почему, несмотря на громкие обещание Порошенко и премьеров, децентрализация в Украине практически не идет уже 2,5 года. Центральная власть просто не хочет расставаться со своим влиянием на региональные элиты.

Для того, чтобы отстоять свои позиции, Президент внес такие поправки в Конституцию под децентрализацию, что нивелируется сам ее смысл. Полномочия префектов настолько велики, что им могут позавидовать нынешние главы областных и районных администраций. Против этого возражают практически все остальные политические силы – начиная от «Оппозиционного блока» и заканчивая «Самопомощью».

Нет сомнений в том, что для того, чтобы люди доверяли власти, эта власть должна представлять сам народ. Избираться на территории, быть выходцами из этой территории, а не назначаться откуда-то сверху, благодаря политическим договоренностям, и представлять не интересы Киева, скажем, в Розовском или Вольнянском районе, а представлять интересы жителей этих территорий в Киеве. Согласитесь, это весьма существенная разница.

Помимо нежелания расставаться с финансовыми и управленческими рычагами влияния на регионы со стороны центральной власти, есть еще третья проблема. Проблема нестыковки нынешнего законодательства, будущего законодательства и реальности. Сегодня в целом ряде областей люди уже объединяются в громады, проходят выборы, появляются чиновники с новыми должностями, но законодательство то остается старым. Новые громады живут по старым законам. Вот в чем абсурд ситуации. В итоге, люди видят, что ничего не меняется, их жизнь не улучшается, а ухудшается, в результате реформа воспринимается в штыки. Все это видят их соседи, которые не понимают, а зачем делать какие-то телодвижения, если все останется по- старому? Таким образом, идет банальная дискредитация реформы.

Есть еще одно обстоятельство, на которое обращают внимание эксперты. Децентрализация существенно изменит состав региональных элит. Областные и районные администрации будут ликвидированы. Им на смену придут объединенные громады со своими избранными, а не назначенными руководителями. Кто имеет больше шансов стать головой громады? Уж во всяком случае не политик. Скорее всего ими станут успешные на своих территориях главы сельских советов, крупные предприниматели – аграрии. Для того, чтобы стать нардепом, нужно будет заручиться поддержкой не в Киеве или в областном центре в кабинете губернатора, а объездить села, и заручиться поддержкой громад и их руководителей. Естественно, не за просто так, а за определенные обязательства. Таким образом, уже не территориям будут диктовать условия, а наоборот. Все это не может не привести к формированию касты баронов-лендлордов, местных князьков. И это окажет существенное влияние на изменение политического расклада не только на отдельно взятой территории, но и всей страны.

И, надо признать, есть весьма реальная угроза того, что вместо децентрализации, мы получим ее разновидность в виде феодализации Украины. И тем не менее, несмотря на все риски, децентрализацию надо проводить.

Децентрализация сегодня – это не вопрос политического выбора, это жизненная необходимость Украины. Это, возможно, последний шанс сшить страну, собранную за 70 лет, как лоскутное одеяло, где в разных регионах взаимоисключающая культура, взгляд на историю, религия. Децентрализация может обеспечить защиту региональной идентичности от нашествия культуры и идеологии из других регионов страны. Это необходимо, чтобы государство стало успешным. Это понимают и люди, и власть. Но, для того, чтобы это произошло, нужно предпринять конкретные шаги, которые власть предпринимать не хочет. Что это за шаги, мы говорили выше – отказ от желания финансово, политически и идеологически влиять на регионы. Власть понимает, что для того, чтобы сохранить страну – нужна реформа. Но, провести реформу – потерять власть. И вот эта дилемма загоняет Украину в еще большую яму.

Как решить эту проблему? Здесь все зависит от людей. Если они хотят жить лучше, они должны заставить власть считаться со своими требованиями. Не отмалчиваться, сидя по квартирам, и ругая власть, а занимать активную позицию, требовать не только высоких зарплат и низких тарифов, а и политических реформ, одной из которых и является децентрализация. Только так можно защитить свои права и интересы.