Индустриалка - новости Запорожья

Полезности, Украина
Конфликт в офисе: как мастерски решать проблемы на работе
Поделиться

Обычный офисный конфликт в офисе может запросто может обернуться разрушительной войной. Его проще избежать или затушить в самом начале, чем разбираться с последствиями. Мы собрали наиболее важные советы, которые подскажут, как действовать и помогут найти выход из сложной ситуации.

Конфликт в офисе: как мастерски решать проблемы на работе

Понять и избегать

Американский психолог Арнольд Минделл считает, что все офисные конфликты подчиняются своим алгоритмам. Поэтому, при наличии желания, конфликта можно просто избегать.

Так, человек, который внимателен к окружающим, легко чувствует перемены, происходящие в настроениях других и способен быстро прогнозировать, к чему они приведут. Например, вы только что поспорили со вспыльчивым коллегой, который, скорее всего, сейчас сидит в другом конце офиса и злится. Вспыльчивый коллега не забудет разговора так скоро, и его негативное отношение к вам может помешать вам в дальнейшем (плохо отзовется о вас, не станет помогать, наговорит лишнего другим) и ему.

Как поступит человек, осознающий это? Выдохнет, постарается отвлечься, не злиться из-за такого пустяка, пойдет и извинится за свой тон. Все, конфликт умер в зачатке.

Но так бывает не всегда. Что, если конфликт неизбежен? Что, если вас пригласили быть арбитром чужого спора или противоположная сторона в бешенстве и ничего не желает слышать? Что, если вы вообще не можете понять, что случилось и почему коллега на вас злится?

Понять, что происходит: признаки конфликта

Иногда конфликты протекают скрыто, и определить их можно только по характерным признакам:

1. доверительные отношения исчезают;
2. появляются споры по поводу и без;
3. появляются сплетни и пренебрежительные разговоры о стороне (сторонах) конфликта;
4. появляются так называемые «токсические мысли», когда мысленно ведешь неприятные споры с оппонентом, и эти мысли повторяются по кругу весь день.

Но даже наличие всех признаков, не значит, что нужно бить тревогу. Иногда конфликт забывается, люди объединяются в работе и просто мирятся. Половина споров заканчивается именно так. Но если cложившаяся ситуация вызывает непрекращаюещеся раздражение, которое только растет со временем, слухи множатся, вы не разговариваете со своим оппонентом, даже если это жизненно необходимо для работы, – тогда решать конфликт нужно как можно быстрее.

Как решать конфликт: 5 советов

1. Осознание

Чтобы разрешить конфликт, нужно его осознать. Осознать проблему, понять, какие чувства вы испытываете по этому поводу и почему. Осознав, вы сможете подготовиться, проработать варианты решения конфликта и подготовить других людей, в случае если их помощь потребуется.

Если вы испытываете неуверенность, страх, чувство тщетности усилий – следует разобраться, почему вам кажется, будто решить проблему страшно, некомфортно и невозможно. В противном случае эти чувства могут заставить вас смириться с текущим положением дел, а это недопустимо.

Если вы выступаете как нейтральная сторона, обязательно удостоверьтесь, что обе стороны осознают положение дел и готовы они работать над их улучшением.

2. Приглашение «к бою»

Если вы готовы действовать, следует известить об этом вторую сторону. Звучит, наверное, пафосно, но на деле это, скорей всего, будет выглядеть так: «Ты (вы) не мог бы мне уделить мне 10 минут сегодня после обеда? Мне нужно поговорить о важном деле».

Предупреждение действительно необходимо. Ведь если вы придете и станете без обиняков выяснять отношения, то вызовете как минимум недоумение, и как максимум – недовольство, чем еще сильнее усугубите конфликт. Потому что, в тот момент, когда вам вздумалось все решить, у человека может быть дедлайн, ребенок заболел, телефон сломался и вообще не до вас.

Если же вы назначите встречу, человек будет готов вас видеть и готов вас слушать. А это очень важно.

3. Постановка проблемы

Если встреча назначена, готовимся к тому, что сказать. Алгоритм прост, и, как правило, укладывается в несколько пунктов:

1. Я осознаю, что мы находимся в состоянии конфликта и это меня не устраивает.
2. Я понимаю, что так задело меня, и надеюсь разобраться в том, что не устраивает вас.
3. По данному вопросу я занимаю следующую позицию, готов понять вашу и рассматривать компромиссы.

Во время разговора старайтесь не обвинять оппонента, не вспоминайте ваши прошлые конфликты (иначе можете поссориться еще больше), а также обращайте внимание на то, что делает ваш собеседник. Если он не хмурится, сидит в расслабленной позе и разговаривает дружелюбно (или, по крайней мере, нейтрально) – он готов работать и это хороший знак. Если же он сжался в кресле, не скрывает неприязнь, то на это нужно обратить внимание и сразу выяснить, что вызывает его дискомфорт.

При этом спрашивать прямо – не лучшая идея. Используйте приемы активного слушания, когда собеседник как бы поддерживает говорящего или побуждает к разговору нейтральными замечаниями. Вот примерные варианты побуждающих фраз: «Я вижу, мои слова чем-то вас расстроили (не устраивают)», «возможно, у вас есть другое мнение», «я хотел(а) бы узнать, разделяете ли вы мое мнение».

Обычно после этих фраз вы услышите предложения, с которыми можно будет работать. Если же собеседник отказывается обсуждать с вами что-либо по причине слишком сильной неприязни, стоит обращатиться к услугам третьего лица.

4. Завершение конфликта

Если возник конфликт, то для его решения в 90% придется идти на компромисс, поступаться интересами, или хотя бы приносить извинения. Даже если вам кажется, что другая сторона не права. Возможно, это и так, но небольшой компромисс – скромная плата за мир и выгоды спокойного сотрудничества.

Если вы не можете найти причин, почему стоит идти на компромисс (например, человек на 100% неправ и его неправота принесет вред вам или компании), не спешите давить. Дайте себе время подумать, какие мотивы движут человеком. Возможно, страх перед начальством или злость. Такие случаи стоит обдумать и, возможно, обратиться на помощью к нейтральной стороне, которую упрямый коллега выслушает.

Иногда достаточно озвучить настоящую причину конфликта и предложить решение («Я не скажу начальнику, мы исправим все сами») – и это будет золотым компромиссом, на который коллега с радостью согласится.

5. Простые правила

Если вы осознали зарождающийся конфликт на ранней стадии, то из конфликта вы выйдете победителем. Во-первых, потому что вы инициировали примирение. Во-вторых, потому что так вы учитесь разрешать простые недопонимания. Умение бескровно разрешать конфликты – это качество, присущее лидерам. Поэтому, если вы хотите стать лидером, следует развивать в себе это качество. Каким бы неприятным делом это ни казалось поначалу.

Источник: rabota.ua


Комментарии читателей