Индустриалка - новости Запорожья

Украина
Реформа образования: школы-хабы и обучение общению с ЖЭКами
Поделиться

Реформы в сфере образования в стране назрели давно. И детей, и родителей, и учителей, и работодателей давно не устраивает нынешняя система учебы ради самой учебы, пишет segodnya.ua.

Реформа образования: школы-хабы и обучение общению с ЖЭКами

Верное тому доказательство — львиная доля знаний, полученных нами в школе, большинству так и не пригодилась в жизни. Уже будучи взрослыми, люди задаются вопросом, зачем все это училось и где это может быть использовано в реальных обстоятельствах. В Министерстве образования и науки Украины озадачились тем, как не просто вырастить образованную молодежь, а сделать так, чтобы полученные знания стали практическими навыками, применяемыми в повседневной жизни. Выход в МОН видят в создании по примеру Запада специальных школ-хабов (пока неясно, платных или нет), куда за получением практических знаний смогут обращаться ученики обычных школ.

ПЛАНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Заместитель министра образования Украины Олег Деревянко рассказал, как должно выглядеть школьное образование в будущем. Так, базироваться ему нужно на четырех важнейших этапах. Во-первых, необходимо модернизировать программы так, чтобы уроки стали для детей интересными. Во-вторых, образование должно охватывать различные сферы жизни и учить финансовой, гражданской грамотности и т. д. Отдельная тема — педсостав: его необходимо готовить так, чтобы учителя были открыты новым знаниям и шагали в ногу со временем. Ну и, конечно, должна быть соответствующая материально-техническая база. «Внедрение системы School HAB заключается в том, что начнут работать центральные школы-хабы, оснащенные современными лабораториями, с новейшими кабинетами и всем необходимым для практических занятий. Эти учебные заведения будут опорными. А по области будут работать маленькие дочерние школы», — рассказал замминистра. Школьники дочерних школ всегда смогут обратиться в центральную школу-хаб за закреплением знаний, применением изученного на практике.

ПОЗНАНИЯ. Изменения коснутся и акцентов в образовании. Упор будет делаться на общение, взаимодействие учеников между собой и с учителями, а также развитие мышления, а не вложенные в уста тексты из книг и конспектов, надиктованные учителями. «Это на сегодня большая проблема школ. Выражается это минимум в сложности написания своего видения в сочинениях, а максимум — в абитуриентах, которые даже себе не могут объяснить, почему идут учиться на выбранную специальность», — говорит учитель одной из киевских школ Дарья Процак.

КОГДА ЗАРАБОТАЮТ ХАБЫ

Идея не осталась на уровне слов: правительство уже сделало первые шаги — выделило 170 млн грн на создание в каждой области по школе-хабу (по 5—11 млн грн на каждую). Но, естественно, на мгновенный результат никто не рассчитывает, и сразу предупреждают, что потребуется время и много работы. И хотя в неофициальных разговорах в МОН говорят, что хотят открыть такие школы уже в следующем году, по факту надежды на это нет. «Обладминистрации должны будут определить учебные заведения, в которых создадут хабы, разработать планы их создания и т. д. А нам предстоит утвердить соответствующие акты, позволяющие оснастить опорные школы всем необходимым: интернетом, хорошими классами химии, физики, географии, биологии и т. д., учебной литературой и компьютерными комплексами», — объяснили суть этапов в МОН.

ДАВНО ПОРА. Многие учителя и родители ждут реализации инициативы с нетерпением и считают, что давно пора было что-то менять. «Сколько уже можно терпеть то, как обстоят дела в средней школе! Нужно идти по пути более успешных стран, которых много: Польша, Финляндия и т. д. Западные коллеги готовы поделиться опытом, еще и литературу дадут. Даже маленькие, несмелые шаги в этом направлении будут через время выглядеть как настоящие скачки вперед и повод для гордости», — утверждает замглавы методобъединения учителей физики Киевской области Ольга Дерий. С ней согласны и многие родители, считающие, что целый день в школе не полезен ни уму, ни сердцу. «Мой сын-шестиклассник учится целый день, уроки делает до ночи, а решить, куда ему поступать, не может. А, например, в ЖЭК его не пошлешь — он не в состоянии что-то понять в бюрократических уловках со справками и формами», — говорит киевлянка Светлана Сомова.

ЖДУТ ХАОСА. Но есть и те, кто считает, что от новшества стоит ожидать только неразберихи и коррупции. «Полагаю, что это будут школы для мажоров — а такие в стране и так есть. Учителей на высокие зарплаты будут набирать из своих, конкурс директоров будет непрозрачным. Также непонятно, как ученики школ-филиалов будут проходить практику. Все скопом? Но так они ничего не выучат и не попробуют! А если по очереди, классами, тогда одна практика какого-либо опыта растянется на четверти», — возмущается учитель математики из Одессы Татьяна Бакаева.

ГЛАВНЫЕ АКЦЕНТЫ В УЧЕБЕ

По оценкам МОН, главное, на что должно быть ориентировано образование будущего, это донесение до ученика, где применяется то или иное знание. «Среди прочего должны быть дополнительные курсы, которые помогли бы молодым украинцам стать социально подкованными. Они должны получить не только навыки по психологии и социологии, но и знать, что такое налоги, куда, зачем и в каком размере они идут, иметь понятие, какие документы нужны для оформления наследства, субсидий и т. д. Естественно, должен быть упор на компьютерную грамотность и IT-специализации, а также внедрены интегрированные уроки, где будут донесены особенности профессий, общая ситуация и тенденции на рынке труда», — объяснили в мпинистерстве. Не обойдет школа будущего и педсостав. Помимо учителей, которые тоже будут учиться и совершенствоваться, будут привлекаться тьюторы (наставники), которые помогут сочетать знания с практическими навыками.


Комментарии читателей