Индустриалка - новости Запорожья

Украина
Из Донецка в Иловайск: пустые вагоны и 50 км за три часа
Поделиться

Из Донецка в Иловайск: пустые вагоны и 50 км за три часаДонбасс уже больше года живет без какого-либо железнодорожного сообщения. Новенький донецкий вокзал, который был открыт всего три года назад, сейчас пустует. Из вагонов на рельсах – только экспонаты музея железной дороги, представляющие исторический, но уж никак не транспортный интерес. Колея кое-где повреждена обстрелами, не переговариваются диспетчеры, и громкоговоритель не просит провожающих освободить вагоны.

Впрочем, на прошлой неделе из Донецка были пущены дизель-поезда по разным направлениям. Правда, попасть на них можно только в города подконтрольные боевикам.

Журналисты Сегодня.ua прокатились из Донецка по железной дороге и констатировали: налицо бессмысленный пиар боевиков ради картинки, а вовсе не блага населения.

Со скоростью самоката

Изучив расписание существующих пригородных поездов, мы пришли к выводу, что расписание их составлено странно. Например, электричка из Донецка в Иловайск едет целых три часа, а в Ясиноватую и того больше – целых четыре. При этом Ясиноватая находится в 20 минутах езды автобусом от Донецка и в 22 километрах, а Иловайск – в 40 минутах и 50 километрах.

«Мало ли, может, для стариков, пенсионеров этот дизель вполне подходит», – попытались мы найти объяснение такому казусу. С тем и прибыли на железнодорожный вокзал станции Донецк.

Миловидная кассир страшно удивилась, когда мы попросили два билета до Иловайска. «До Иловайска? – словно не веря, переспросила она. – Три билета? Ну, хорошо».

Билеты в пустом зале пригородного сообщения мы купили по 20 рублей, а за гривны вышло бы 9,90. На первой платформе нас встретили сотрудницы вокзала, которые трижды поинтересовались, купили ли мы билеты. Поезда не было, мы рассматривали других пассажиров. Четверо путейцев в оранжевых жилетах, пожилая пара и мы – вот и весь контингент. Ни пенсионеров с торбами, ни студентов, экономящих на автобусах, никого. Само здание вокзала в результате многочисленных обстрелов уцелело, правда, стеклянный фасад сильно побит осколками.

Почти бесшумно подкрался голубой дизелек в три вагона длиной – старенький, но чистенький. Мусорить некому… Громкоговоритель торжественно объявил отправление – и поезд тронулся. Сразу стало понятно, почему поездка в Иловайск займет три часа. Большую часть пути дизель-поезд прополз со скоростью около 10 километров в час. Хотя других поездов не предвиделось, товарные составы тоже не гоняют по рельсам, как раньше.

Из Донецка в Иловайск: пустые вагоны и 50 км за три часа

Красиво, но неприбыльно

Путейцы – молодые парни до 30 лет – играли в нарды, перекидываясь репликами о небывалой для конца сентября жаре. Пожилая пара обсуждала засолку томата на зиму и покупку новой обуви «на холода». Сошлись на том, что валенки были бы кстати, но кто их сейчас производит, те валенки…
Ни слова о войне, об обстрелах и взрывах. Даже отсутствие проводов кое-где над железной дорогой вряд ли огорчило их больше, чем дороговизна помидор и отсутствие валенок.

Станции Рутченково, Мандрыкино, Доля. На Доле путейцы сошли и отправились вдоль путей, помахивая ящичками с инструментами, а поезд двинулся в обратном направлении. Выехав на развилку, мы двинулись в сторону Иловайска параллельно знаменитой донецкой объездной дороге.
Скорость дизеля единожды развилась до 40 километров в час, как показал навигатор, после чего снова упала где-то до скорости трехколесного велосипеда. Неспешно трюхая между лесопосадками, мы силились понять причины, по которым люди могут воспользоваться этим средством передвижения. Вот частный сектор, неповрежденные домики, сады, распаханные «сотки». Вот на крыльце сидит заросший щетиной мужчина неопределенного возраста и старательно точит пилу. На громыхание поезда в десяти метрах от него мужчина не обращает никакого внимания. То ли привык, то ли неинтересно. Ему никуда не надо ехать. Возле соседнего дома – старый «ланос», который довезет куда надо быстрее, чем наш небесно-голубой дизелек. Вот заброшенные дома. Тут тоже пассажиропотока не будет.

От нечего делать прикидываем: в поезде едут от силы десять человек, из которых несколько льготников с бесплатным проездом. Допустим, пятеро заплатили за проезд по 20 рублей. Итого, трехчасовое путешествие на дизельном поезде принесет железной дороге 100 рублей. При этом поезд ведут два машиниста, где-то ходит билетер – и всем им надо платить зарплату. О количестве и стоимости использованного дизельного топлива мы боимся даже думать.

На подъезде к Иловайску мы обратили внимание на огромное количество копанок и брошенной (а также и работающей) техники – грузовиков, самосвалов, автокранов. И уголь – целые составы с углем, готовые к отправке в любую минуту и в любую сторону, с метками Южной железной дороги. Судя по состоянию вагонов, тут они давно – успели подгнить и облезть.

Из Донецка в Иловайск: пустые вагоны и 50 км за три часа

Сплошное «зачем»

На каком-то полустанке в вагон входят аж три человека. И, кажется, что все как два года назад: еще чуть-чуть – и пойдут гуськом из вагона в вагон коробейники, продавая газеты, пластырь, саженцы и китайские вафельные полотенца.

Вошедшие девушки оказываются работницами железной дороги, разговоры у них – исключительно за жизнь. Перспектив у «железки» сейчас они не видят «в упор». «У нас в Иловайске половина города работала на железной дороге и в депо, а сейчас ничего нет, после войны никто не собирается ничего восстанавливать», – рассказывает одна пассажирка, молодая блондинка. Другая, постарше, согласно кивает и сразу укоризненно качает головой.
Станция Иловайск. Мы выходим из дизельного поезда, хрустя суставами, затекшими на жестких деревянных сиденьях. Оказывается, в поезде нас приехало аж шесть человек! Перед нами – целое и невредимое здание иловайского вокзала, о котором боевики упорно рассказывали, что оно лежит в руинах. Следов ремонта не видно, значит, вокзал уцелел после прошлогодних боев.

Когда-то здесь кипела жизнь: Иловайск был крупной узловой станцией, отсюда поезда везли пассажиров в разных направлениях, самыми популярными из которых была Ростов и Кавказ. Тысячи людей здесь ходили, бежали, теряли и находили багаж, доказывали пограничникам свою благонадежность и искали нужный поезд, путаясь в платформах и путях. Сейчас здесь слышен только ветер и стук палочки старика о ступеньки моста над железнодорожными путями.

Не сговариваясь, мы прошли двадцать метров до автостанции и узнали, что автобус до Донецка будет через полчаса. Отдав по 50 рублей водителю («Какие кассы, о чем вы» – ответил водитель на наш вопрошающий взгляд), через час мы были в Донецке. И только одна мысль не давала нам покоя: зачем все-таки пустили дизель в Иловайск?


Комментарии читателей