Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Происшествия, Украина
Скандального священника из Бортничей, который заставлял молиться на труп своей жены, выпустили на волю, а его почитателей выселяют из храма
Поделиться

Настоятеля православного храма в Бортничах Николая Наслудова, из-за которого разгорелся скандал, на днях выпустили на волю под личные обязательства.

Скандального священника из Бортничей, который заставлял молиться на труп своей жены, выпустили на волю, а его почитателей выселяют из храма

Напомним: в День святого Валентина он выкопал из могилы на территории церкви тело своей возлюбленной Татьяны и заставлял прихожан на него молиться. Люди вызвали милицию, она арестовала священника за надругательство над могилой. Уже после этого стало известно, что его несколько лет назад лишили церковного сана, но он никого не пускал в храм: его прихожане силой выгоняли священников, которых туда присылали.

В прокуратуре Дарницкого района освобождение Наслудова объясняют просто: он человек хоть и странный, но не несет опасности для окружающих. Правда, при этом отметили, что освобождение из-под стражи не означает освобождения от криминальной ответственности: «По первому же вызову он обязан явиться в суд или прокуратуру. На данный момент он проходит психическую экспертизу. Когда будут получены результаты, мы направим дело в суд. Предположительно, через месяц», — рассказали нам в прокуратуре.

Тем временем родственники последователей Наслудова боятся, что освобожденный священник может продолжить свою деятельность в другом месте. А государство препятствовать этому фактически не может — законом у нас предусмотрено свободное исповедание гражданами любых верований и убеждений. «Даже аисты покинули храм, когда Николай начал чудить. Как только стало известно, что его выпустили, мы объединились и составили списки активистов. В случае, если церковь начнут штурмовать сектанты, мы сможем дать им отпор», — говорит Петр Прохоренко, член Совета самоуправления Бортничей.

ФЕЙС-КОНТРОЛЬ. Сейчас на территории храма постоянно дежурит охрана. Около 10 человек в камуфляжной форме, вооруженных резиновыми дубинками, патрулируют улицу. В храм людей пускают строго по расписанию, которое вывесили на заборе. Но даже в разрешенное время беспрепятственно сюда могут войти только «свои», а если охрана не знакома с желающим помолиться, его тщательно обыскивают. Юристы считают, что у общественных формирований прав на такие действия, как обыски, нет. «Они боятся, что мы попытаемся захватить церковь силой», — недоумевает Петр Иванович, один из последователей экс-батюшки. Петр вместе с единомышленниками почему-то называют охранников храма бойцами «Правого сектора», хотя на самом деле — это военизированное формирование ОО «Дарницька Громадська Варта» (ДГВ), что написано даже у них на шевронах. Договор об охране территории церкви с ними заключила Дарницкая РГА. «После изгнания сектанты уже пытались проникнуть в храм и могут попытаться вновь. Местные жители назвали их действия рейдерским захватом, из-за которого они на долгие годы лишились родной святыни. Поэтому самые активные из них написали жалобу властям, и они пригласили сюда нас», — рассказывает нам начальник штаба ДГВ Роман Дорийчук.

Как раз во время нашего визита стало очевидно, что силы ДГВ возле храма не лишние. Двое нетрезвых местных жителей начали стучать кулаками в металлические ворота храма, выкрикивая: «Храм божий для всех! Пустите нас помолиться!». Охранники вызвали милицию. Наряд приехал минут через пять и повязал дебоширов.
ЭКС-СВЯЩЕННИК. Николай Наслудов был настоятелем Покровской церкви в Бортничах более 30 лет и имеет церковные награды. Радикализация его взглядов началась в 2005 году, вспоминают местные жители: «Он начал решительно выступать против идентификационных кодов, мобильных телефонов, современной цифровой аппаратуры, пластиковых карт, нумерации в паспортах. Детям запретил ходить в школы и детские сады. Я ему говорил: «Успокойся», но он меня не слушал», — вздыхает глава микрорайона Бортничи Василий Савич. Немного позже священник провозгласил себя наследником российского императора Николая II, а все царскую семью изобразил в виде святых над входом в церковь.

Сторонники Наслудова считают историю с арестом настоятеля борьбой за землю. «Отца Николая в 2013 году отстранили от службы из-за денег. У священников заведено на большие праздники, если на службу приезжает священник выше по сану, «отстегивать» ему 300 долларов. А наш настоятель платить отказался: он все деньги направлял на нужды церкви и провозгласил автономию», — рассказывает бывший прихожанин Виктор. «Дани никакой нет — есть традиция: если епископ приезжает в какой-то приход на службу, его могут поблагодарить материально или преподнести какой-то подарок. Фиксированной суммы нет — это не обязанность, а свидетельство уважения и любви паствы к епископу. Также есть взнос, который каждый приход должен платить в бухгалтерию епархии — 50—100 грн в месяц, в зависимости от количества прихожан. На эти средства содержатся епархиальные учреждения, канцелярия, синодальные службы, благотворительные фонды», — рассказал «Сегодня» викарий Киевской митрополии епископ Ирпенский Климент. По его словам, милиция уже давно следит за деятельностью Наслудова, но каждый раз, когда дело доходило до ареста, он давал правоохранителям взятки — ведь денег, якобы заработанных на продажах квартир прихожан, у него хватало (по данным священнослужителей, последователи переписали на Наслудова около 25—30 квартир и домов).

Два года разжалованный Николай «держал оборону» и не пускал на территорию церкви священников, которых направляли ему на замену. В феврале этого года храм освободила спецгруппа милиции, и буквально через два дня в помещении был проведен молебен новым настоятелем — Владимиром Тукало. «Впервые за многие годы служба прошла в соответствии с учениями православной церкви, а не выдумками отстраненного батюшки. Во всех помещениях была проведена дезинфекция, а также ритуал освящение святой водой», — рассказал нам Тукало.

ТАТЬЯНА. Покойная Татьяна, труп которой Наслудов назвал священными мощами, 20 лет служила матушкой в этом же храме. В церкви все держалось на ее плечах, рассказала нам ее дочь Дарья Бугаенко — которую Татьяна, уйдя в храм, оставила на воспитание бабушке. «Мама решала хозвопросы и фактически была негласным руководителем. Николай отвечал только за духовную часть службы. А когда она заболела (у нее обнаружили рак), Николай воспринял это очень близко к сердцу. Он буквально не отходил от ее койки и обещал похоронить на территории храма — от чего она отказывалась, считая себя недостойной».

Когда Татьяна умерла, Николай выполнил свое обещание и похоронил ее на территории церкви. Некоторые верующие, впрочем, выступили против такого решения, но он их быстро поставил на место — говорят, священник частенько повышал голос на прихожан. Тем же, кто так и не принял его решение, он запретил посещать церковь. Среди них была и 78-летняя Мария Корбут, которая живет по соседству. «Я ничего не могла ему сказать — он кричал, что весь храм его! И хотя он не признавал цифры в паспортах, от цифр на купюрах не отказывался», — рассказала нам бабушка. В отличие от своих братьев по вере она не захотела отказываться от мобильного телефона и документов с номерами. За это многие ее невзлюбили, вспоминает Мария: «Николай уговаривал меня порезать свой паспорт и просил переписать на него хату — мол, это на благо прихода. Но я же не дура. Мне дети и внуки дороже».

ЧУЖОЕ ВЛИЯНИЕ. По словам Дарьи Бугаенко, еще когда ее мама Татьяна болела, к церковной общине прибилась некая Кристина. О ней известно лишь, что ее муж — американец, а сама она до этого состояла в церкви свидетелей Иеговы. «Кристина уговорила маму полностью отказаться от лечения. А когда она умерла, вошла в доверие к Николаю. Она не хотела быть рядовой прихожанкой, а хотела что-то решать», — рассказала нам Дарья.

Со временем влияние Кристины на Николая росло. Однажды она заявила, что ей во сне явилась матушка Татьяна, которая якобы сказала, что общается с Богом. После этого Николай откопал труп покойной и выставил в церкви: он провозгласил женщину святой и заставил людей молиться на ее тело. Многие охотно поверили ему, ведь Татьяна умерла на церковный праздник (14 августа, на Маковея. — Авт.). «Она святая, я это признаю. Когда ее выкопали, я была в храме, видела тело. 14 дней без холодильника — а запаха у тела не было. Наоборот — она благоухала медовым ароматом», — уверяет женщина-прихожанка, проживающая напротив храма. Но говоря это нам, она постоянно оглядывалась по сторонам — будто опасалась, что кто-то за ней следит.

ЕЛО В МОРГЕ? Некоторые прихожане до сих пор считают Татьяну святой. Даже ее дочь Дарья не понимает, почему все так возмутились, узнав, что Николай откопал тело матушки. Более того: девушка знала, что Николай откопал труп ее матери и даже ходила проведывать ее в церковь. «Что плохого в том, что он ее выкопал? Обыкновенным людям, которые не живут верой, такой поступок кажется диким. Но прихожане искренне верили. Они относились к ее телу с трепетом, а не просто как к «жмурику». За что мне их осуждать?» — удивляется Дарья и признается, что порой и сама сомневается, а не святая ли ее мать. Ведь, по ее словам, патологоанатом, увидев тело, не поверил, что оно пролежало полгода в земле, а потом еще несколько недель на воздухе. «В Лавре лежат мощи и никому не мешают. Люди регулярно их посещают, прикладываются к ним… Почему этих людей не отправляют в сумасшедший дом или в тюрьму?» — задается вопросом Дарья.

Как уверяет Дарья, тело матери она недавно перезахоронила. Но новый настоятель храма Владимир Тукало в этом сомневается. По его информации, тело все еще покоится в морге, а девушка дожидается, когда с Николая снимут обвинения, чтобы возобновить поклонения телу.

ВЫЕЗД. Сейчас последователи Николая съезжают из своих бывших «келий» — выносят вещи в клетчатых баулах, пакуют в машины. В основном вывозят предметы быта — тазики, посуду, одежду. Хотя, как рассказывают местные, заезжали они сюда фактически с пустыми руками.

Мы побывали в помещении, где еще месяц назад жило 85 человек. И не поверили, что эти люди могли поместиться в пристройке площадью около 30 квадратных метров. Каждый свободный метр в пристройке забит двухэтажными койками из фанеры, сбитыми на скорую руку — причем многие «лежаки» были рассчитаны на три-четыре человека. Порой, чтобы выйти из комнаты, нужно было буквально лезть по головам других «постояльцев», признаются жившие здесь прихожане.

Кроме спален, в пристройке есть трапезная — длинные столы и скамейки, комната для молитв и рабочая зона. Поскольку сектанты не признавали цифровую технику, молитвы или объявления они набирали на печатной машинке или писали под трафарет. «Вся страна покрыта тьмою колдовства людей, кто против системы убывают…» — так и остался торчать из машинки листок с недописанным текстом.

«ЗАБОР ВОКРУГ ХРАМА СНЕСЕМ»

«В последние годы из-за происходящего многие местные жители не могли даже попасть в родную церковь. Им приходилось ездить в соседние в Киеве. Сейчас приход начал постепенно возрождаться. На последней службе собралось около ста человек. И это только начало. Многих смущает вся эта история, люди побаиваются приходить. Но мы провели дезинфекцию, освятили помещения. Когда сарафанное радио разнесет эту информацию по округе, думаю, наш приход удвоится. Проповеди отца Николая не совпадают со Священным Писанием, он больше излагал свое видение. Поэтому нам предстоит провести с прихожанами разъяснительные беседы и объяснить, что все это не от Бога. Важно, чтобы они поняли, что церковь не проповедует разрыв взаимоотношений с государством, напротив, мы благословляем осуществлять эти отношения по закону — например, платить налоги. А все эти крестовые походы против идентификационных кодов незаконны и запрещены Лаврой. Из «наследия» Николая мы оставим только колокольню и капитальное сооружение, в котором планируем обустроить воскресную школу для детей в Бортничах. Все остальные сараи из фанеры снесем. А вместе с ними и железный забор — церковь должна быть открытой. Захвата мы не боимся, у нас есть охрана», — рассказывает «Сегодня» новый настоятель Покровского храма в Бортничах Владимир Тукало.

СОБИРАЮТСЯ В ТАЙНЫХ ДОМАХ

Пока с бывшим настоятелем разбираются правоохранительные органы, верные ему прихожане тайно собираются в одном из домов в Бортничах. Причем каждый раз в новом, принадлежащем одному из верующих. Там же временно проживают и те, кто якобы переписал на Николая свои квартиры и остался бездомным. «Прибегали к нам недавно их родственники, просили, чтобы мы поискали в «кельях» документы на недвижимость, мол, вдруг где-то завалялись», — говорит один из бойцов ДГВ.

Тем временем Дарья рассказывает, что освобожденный Николай уже присоединился к своим прихожанам. Правда, служения пока не проводит, вместо этого ходит на рыбалку. Впрочем, как только шумиха уляжется, говорит Дарья, он может вернуться к делу, которому посвятил всю свою жизнь. И его сторонники ждут не дождутся этого дня. «Надо живых людей бояться, а не мертвых. Николай был моим духовным отцом и полностью руководил моей духовной жизнью. Без него мне тяжело. Если он вновь будет править службы, я обязательно к нему присоединюсь. Не важно, в какой это будет церкви», — говорит одна из прихожанок. Любопытно, что Кристину, которая якобы и подбила Николая на всю эту авантюру, после милицейской облавы никто ни разу не видел. «Возможно, уехала к мужу в Америку», — предполагает Дарья.


Комментарии читателей