Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Украина
Народные депутаты очень рвутся побороть и коррупцию в футболе
Поделиться

6 февраля 2013 года народным депутатом Украины Вадимом Колесниченко зарегистрирован проект Закона «О предотвращении и противодействии достижению фиксированных (договорных) результатов и другим коррупционным правонарушениям в футболе» №2213
Народные депутаты очень рвутся побороть и коррупцию в футболе

Как сообщает r-u.org.ua, законопроект предлагает определение ряда терминов, используемых в контексте данного проекта закона; определяет принципы предотвращения и противодействия коррупции в футболе; круг субъектов, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции в футболе, а также субъектов, участвующих в предупреждении и выявлении коррупции в футболе; субъектов ответственности за коррупционные правонарушения в футболе, их полномочия; кроме того, определяет принципы заблаговременного выявления и предупреждения коррупции в футболе; конкретные меры предотвращения и противодействия коррупции в футболе; особенности участия общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции в футболе; ответственности за коррупционные правонарушения в футболе; контроля и надзора за выполнением этого закона; международного сотрудничества по предотвращению и противодействию коррупции в футболе.

Как указано в Пояснительной записке к законопроекту, коррупция в современном футболе стала фактором, который представляет реальную угрозу динамичному и прогрессивному развитию спорта в Украине, а также имиджу государства.

Футбольное сообщество и в целом украинское общество обеспокоены достаточно массивным потоком информации о коррупции в футболу, реальными её фактами. Так, коррупция в футболе проявляется в виде: фиксированных (договорных) результатов в матчах; подкупов арбитров, которые проводят матчи; влияния на спортивные результаты через финансовое стимулирование одного из участников матча третьими лицами; лоббирование интересов команд, которые ставят перед собой задачу добиться высоких результатов, и других противозаконных действиях лиц, работающих или занятых в футболе.

Явление коррупции негативно влияет практически на все стороны жизнедеятельности системы футбола, фактически разрушает правовые и этические отношения между людьми, негативно влияет на развитие социальных, финансово-экономических процессов и становится нормой поведения. Бесспорно, коррупционные явления в футболе должны признаваться государством одной из острейших проблем современности.

Удовлетворения потребностей зрителей, всей общественности в получении спортивного зрелища, которое проводится в условиях честного, бескомпромиссного соревнования с соблюдением принципов морали, этики и честной игры, должно быть одним из базовых принципов проведения соревнований по футболу. В тоже время, наличие фактов коррупции в соответствующем соревновании свидетельствует о получении зрителем некачественного продукта потребления (просмотра, переживания, др.).

За последние годы вопрос о решении этой проблемы находится в центре внимания международных футбольных организаций ФИФА и УЕФА, а также высоких европейских и мировых политических институтов таких, как Совет Европы, ООН и Интерпол, и является чрезвычайно важной и первоочередной задачей для Украины. Об этом, к примеру, свидетельствует принятая Парламентской Ассамблеей Резолюции 1876 (2012 г.) и Рекомендация 1997 (2012 г.) «О необходимости борьбы с договорными матчами», запущенная в мае 2011 года Международной организацией уголовной полиции — Интерполом и Международной футбольной федерацией (FIFA) десятилетняя программа — тренинг по антикоррупционным вопросам в футболе.

Несмотря на всю остроту проблемы корупции в футболе, подготовить соответственный законопроект в данной области было чрезвычайно сложно. Так, принятие 1 июля 2011 года Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» стал весомым шагом на пути преодоления такого негативного явления как коррупция. Однако, законодательный механизм предотвращения и противодействия коррупции в футболе остался не определенным, более того, неизученным.

К примеру, статьей 4 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» определен перечень субъектов ответственности за коррупционные правонарушения. При этом в этот перечень не включены субъекты деятельности в сфере физической культуры и спорта. Также важно обратить внимание на то, что закон не учитывает отличие коррупционных схем в данной сфере, особенно в футболе. Эти и еще другие обстоятельства делают невозможным применение практических мер противодействия коррупции в соревнованиях по футболу.

Таким образом, решение проблемы коррупции в футболе стало чрезвычайным и первоочередным делом для Украины, которая должна быть решена в первую очередь на законодательном уровне.

Зарегистрированный народным депутатом Украины Вадим Колесниченко законопроект «О предотвращении и противодействии достижению фиксированных (договорных) результатов и другим коррупционным правонарушениям в футболе» №2213 подготовлен специальной Рабочей группой. 30 января 2012 по результатам заседания Центрального Совета ОФК «Профессиональная футбольная лига Украины» (ПФЛ) принято решение о создании Рабочей группы по разработке соответствующего законопроекта под председательством народного депутата Украины Вадима Колесниченко и Президента ПФЛ Милетия Бальчоса. Это решение обсуждалось на совещаниях представителей всех клубов ПФЛ (8 февраля 2012 года) и Премьер-лиги Украины (9 февраля 2012 года) с участием представителей Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Международного организационного комитета по подготовке Евро-2012, Федерации футбола Украины и Премьер-лиги. По итогам совещаний получено поддержку всех профессиональных футбольных клубов Украины.

В состав Рабочей группы вошел широкий круг ведущих специалистов, экспертов, юристов, ученых как сферы футбола, так и власти: Федерации футбола Украины, ОФК «Профессиональная футбольная лига Украины», ОПФКУ «Премьер-лига Украины», Всеукраинской профессиональной союза «Футбол Украины», футбольных клубов «Металлург» (Запорожье), «Черноморец» (Одесса), «Арсенал» (Киев), «Карпаты» (Львов) и др., Государственной службы молодежи и спорта Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Министерства юстиции Украины, Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, Национального центрального бюро Интерпола, др.

В частности над законопроектом в составе Рабочей группы работали: Дороженко В.Н. — специалист Федерации футбола Украины; Макаров С.Д. — исполнительный директор ОФК «Профессиональная футбольная лига Украины», член Палаты по разрешению споров Федерации футбола Украины; Гречко Ю.Л. — руководитель юридической службы ОФК «Профессиональная футбольная лига Украины», заместитель председателя Палаты по решению споров Федерации футбола Украины; Натяглый П.Н. — юрисконсульт ОФКУ «Премьер — лига»; Скворцов В.С. — заместитель председателя ВВС «Футбол Украины», председатель Палаты по разрешению споров Федерации футбола Украины; Паниотов Е.К. — заместитель начальника управления — начальник отдела по вопросам безопасности международных массовых мероприятий Национального футбольного информационного пункта Украины; Путято-Гоцкая А.В. — главный инспектор отдела по вопросам безопасности международных массовых мероприятий Национального футбольного информационного пункта Украины; Ляшенко Д.А. — заместитель начальника отдела по вопросам международных массовых мероприятий национального футбольного информационного пункта; Бортник Р.О. — председатель ВОО «Правозащитная организация «Общая Цель», ЛФК «Киев-Инфо»; Крыжановский В.В. — доцент кафедры правосудия юридического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко, помощник председателя «Футбол Украины», член Палаты по разрешению споров Федерации футбола Украины; Ляхович У.И. — кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины; Салмина Я.О. – ведущий юрист, помощник-консультант народного депутата Украины; Антощук В.В. — старший прокурор отдела правового анализа управления правового и методического обеспечения Главного управления организационного и правового обеспечения Генеральной прокуратуры Украины; Березюк С.М. — главный оперуполномоченный-инспектор отдела координации антикоррупционного бюро Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины; начальник отдела Смирнова Е.Л. и главный специалист Кухарук А.В. отдела антикоррупционной политики Департамента антикоррупционного законодательства и законодательства о правосудии Министерства юстиции Украины.

В ходе деятельности Рабочей группы состоялся ряд заседаний, в результате чего удалось подготовить на сегодня представленный законопроект «О предотвращении и противодействии достижений фиксированных (договорных) результатов и другим коррупционным нарушениям в футболе».

Р.S. Согласно данным официального расследования Европола и Интерпола:

«680 матчей попали под подозрение следователей: 380 в Европе и еще 300 — в Азии, Африке и Южной Америке. Подозрительные матчи проходили в 13 европейских чемпионатах (несколько игр в топ-лигах), Лиге чемпионов (две игры, одна из которых 3-4 года назад состоялась в Англии), Кубке УЕФА и отборочных циклах чемпионатов мира и Европы. Серьезные ставки делались также на товарищеские матчи.

Европол выяснил, что отношение к организации договорных матчей в Европе имеют русскоязычные преступники и члены нескольких синдикатов.

В участии в договорных матчах обвиняют 425 человек — арбитры, футболисты, менеджеры. 50 человек сейчас задержаны и отбывают наказание в тюрьме.

По информации генсека Интерпола Рональда Нобла: «Прибыль организаторов договорных матчей сравнивается с прибылью всей корпорации Coca-Cola (не менее 35 миллиардов долларов в год). Господин Нобл отмечает, что «договорные матчи — это многоголовая гидра, которую мы должны обезвредить скоординированными усилиями на национальном и международном уровнях».