Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Спорт
Фонд музея помещался в семь ящиков из-­под папирос
Поделиться

Как в Васильевке создавался историко-­архитектурный музей-заповедник «Усадьба Попова»
Сегодня Васильевский историко–архитектурный музей–заповедник «Усадьба Попова» отмечает 20–летие своего создания, начала деятельности как учреждения сферы культуры музейного профиля

Фонд музея помещался в семь  ящиков из-­под папиросО том, как создавался историко-архитектурный музей-заповедник «Усадьба Попова», вспоминает старший научный сотрудник,  бывший директор  музея-заповедника «Усадьба Попова» Владимир Мешков.

— Предшественником музея-заповедника был Васильевский краеведческий музей, созданный в середине 1960-х годов при районном Доме культуры, его экспозиции были развернуты в стенах Восточного флигеля  замка.

По рассказам  посетителей, экспозиция  была неплохо оформлена, можно было увидеть много интересных и ценных экспонатов разных периодов истории края. Но, к великому сожалению, практически все исчезло — экспозицию свернули из-за протекания кровли, частой смены директоров, плохого учета фондов и контроля за его сохранностью. Я не был свидетелем этих событий, служил тогда офицером Советской Армии в разных точках Союза и за его пределами, но старожилы рассказывают, что все фонды музея разложили по ящикам и коробкам на втором этаже Дома культуры, где фонд, никем не охраняемый, «растаял».

В Васильевку, после увольнения в запас, я приехал в январе 1986 года, а ровно через три года в отделе культуры мне предложили возглавить существующий только на бумаге музей. Я это понял, когда открыл его дверь и вошел в помещение: через разбитые окна ветерок гоняет по полу занесенную еще с осени листву, голые стены.

В одной из комнат находились письменный стол, два стула и семь фанерных ящиков из-под папирос: в одном —  разобранный пулемет «максим», в двух – истлевшие чучела птиц и зверьков, в одном – предметы археологии,  в двух – полное собрание сочинений на русском и украинском языках, еще в одном – образцы продукции обувной фабрики. Это весь «фонд» музея, который 1 февраля 1989 года я принял.

Разумеется, с таким «фондом» ни о какой экспозиции не могло быть и речи, поэтому, в первую очередь, занялся исследовательской работой по дореволюционной истории края. Кто такой генерал Василий Попов? Кто, когда и зачем построил этот замок? Кто основал Васильевку?  Ну и параллельно, в течение всех последующих более 23 лет, постоянно пополнял фонд всеми доступными мне способами. Особенно в этом мне помогали мальчишки – воспитанники школы-интерната, нашлось среди них несколько настоящих, увлекающихся пацанов.

Фонд музея помещался в семь  ящиков из-­под папиросПереписка с Центральным историческим архивом раскрыла мне историю рода Поповых, основателя Васильевки. Многочисленные беседы со старожилами города и сел района раскрыли правду жизни населения в дореволюционный период, что из себя представлял тогда «замок» и парк. Особенно много информа-
ции я получил от Анастасии Мефодиевны Сорокиной (83 года), Ульяны Романовны Бедрик (91 год), Марии Федотовны Пасынчук (80 лет), Антонины Николаевны Жученко (83 года). Их рассказы – это история, перенесенная народом, увиденная его глазами.

Часто ко мне в музей стали заходить люди, обеспокоенные отсутствием экспозиций музея, интересующиеся историей края и результатами моих исследований, в частности Анатолий Майковский, Юрий Здорик, Анатолий Шевченко, Сергей Бедрик, Татьяна Миськова, Александр Зиновьев.

Собравшись как-то вместе, для эффективности обращения в разные инстанции по вопросу сохранения оставшихся элементов замка,  мы решили создать культурно-историческое общество «Наследие», так как на обращение отдельных лиц, как правило, не получали даже ответов. Впоследствии все  обращения по вопросу создания историко-архитектурного заповедника я, как председатель этого общества, писал во все инстанции от имени «Наследия».

Из местного руководства меня активно поддерживал тогдашний председатель Васильевского райисполкома Пётр Николаевич Носко. Когда я доказал ему, что «Усадьба помещика» является историческим центром Васильевки и района, ценным комплексом, он согласился на изменение места строительства новой поликлиники — по проекту эта пятиэтажка должна была быть  построена на месте сохранившихся «дома помещика», «молочарни» и «коровника».

Будучи депутатом районного совета, на осенней сессии 1989 года я поднял вопрос о проблемах сохранения и использования элементов замкового комплекса и необходимости открытия в Васильевке художественной школы. Поскольку помещений для такого заведения не было, решили разместить её в освободившемся Западном флигеле.

В течение 4 лет общество «Наследие» настойчиво просило, требовало от властей всех уровней, начиная с Президента, Верховной Рады, Кабмина и заканчивая облсоветом, обратить внимание не только на наш разрушающийся архитектурный комплекс, но и вообще на сотни таких же недвижимых памятников истории и культуры, на бедственное положение музеев, архивов, на повышение уровня культуры и духовности народа Украины.

Были сотни таких обращений, и, наконец, в январе 1993 года публикуется распоряжение Представителя Президента Украины по Запорожской области Юрия Бочкарёва «О создании Васильевского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Усадьба Попова». Официально музей-заповедник, со штатом в 10,5 единицы и финансированием из районного бюджета, начал свою деятельность 1 марта 1993 года.

Начав практически с нуля (не было ни фонда, ни экспозиции), наш коллектив упорно работал над совершенствованием работы во всех направлениях деятельности: научно-исследовательская и поисковая работы, поездки в архивы области и Крыма, анализ последствий Голодомора 1932-33 г.г. по району, пополнение фондов (девиз: «Ни дня без нового экспоната») – поездки по сёлам района и области.

В 1996 году открыли первую замечательную экспозицию, посвящённую Великой Отечественной войне, в которой отображена правда о войне 1941-45 г.г., о героизме народа и наших земляков. Несмотря на полное отсутствие в бюджете средств на закупку экспонатов и на оформительские работы выставочных залов, мы из года в год продолжали работу над экспозициями,  развернули их ещё в четырёх залах.

За эти годы было всё: и постоянная борьба за чистоту территории комплексов, и работа без электроснабжения в течение 9 месяцев, работа сотрудников музея, когда температура в залах -4, борьба за правильное использование земель историко-культурного предназначения, поездки в Кабмин, в Министерство культуры, архитектуры и градостроения за финансированием консервационных и реставрационных работ, работы по благоустройству, по ремонту разрушающихся элементов зданий.

Учитывая, что район не в состоянии финансировать огромные средства для восстановительных работ зданий-памятников, в 2007 году начал  процесс перехода музея-заповедника из коммунальной собственности района в собственность облсовета. Это удалось благодаря активной поддержке начальника  управления культуры и туризма ОГА Ларисы Анатольевны Сизинцовой.

В ноябре 2009-го я ушёл с должности директора, уступая дорогу молодым, более энергичным. За эти годы изменился состав коллектива и его численности, сейчас 90% коллектива – люди новые, в основном, молодые.

Своё двадцатилетие музей-заповедник «Усадьба Попова» встречает обновлённой экспозицией музея, где можно ознакомиться с историей края, этнографией населения региона, узнать о тайнах минувшей войны, ранее неизвестных фактах, историю и версии о причине строительства замкового комплекса в Васильевке, увидеть макеты-копии его элементов, уничтоженных в середине ХХ века.

Справка «Индустриалки»

Сегодня в фондах одного из трёх  наиболее интересных объектов Запорожской области насчитывается около 10 тыс. экспонатов Мне предложили возглавить существующий только на бумаге музей. Я это понял, когда открыл дверь в помещение: через разбитые окна ветерок гоняет по полу занесенную еще с осени листву, голые стены.

 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

 

 

«Ты задумал великое строительство, но, закончив его,

ты умрешь»

Фонд музея помещался в семь  ящиков из-­под папиросМногие, проезжая станцию Таврическ,  видят почти кремлевские стены какого-то замка, расположенного на возвышенности, и удивляются — откуда здесь это средневековье? Зачем был построен замок? Кого и от кого он оборонял? На эти вопросы приходится слышать самые различные версии. Приоткроем же завесу тайны, а для этого нам необходимо окунуться в относительно недавнюю, но незаслуженно забытую историю Новороссии.

…Череда русско-турецких войн. Россия рвется к Черному морю. В результате завоеванные земли крымского ханства (причерноморские и приазовские степи) становятся частью Российской Империи. Наместником и устроителем на новых землях становится фаворит Екатерины Великой Григорий Александрович Потемкин, который и начал заселять практически безлюдные земли и развивать их промышленную инфраструктуру.

Край этот получил название Новороссия. По темпам развития Новороссия опережала все регионы царской России. «Наша Америка» — так гордо называли жители свой процветающий край.

Основатель  Васильевки  Василий Степанович Попов служил управляющим канцелярии у князя Григория Александровича Потемкина. То есть был непосредственным воплотителем идей основателя Новороссии. За свои заслуги перед Отечеством в 1790 году на краю Великого Луга он получает 43000 десятин земли. Переселив сюда своих крестьян из Полтавской губернии, положил начало развитию города, назвав его в свою честь — Васильевка.

Город, как и все города и села края, бурно развивался. Так и осталась бы Васильевка рядовым, ничем не примечательным городком, если бы не внук основателя Василий Павлович Попов. Это он задумал строить замок, практически посреди степи.

Фонд музея помещался в семь  ящиков из-­под папирос«Ты задумал великое строительство, но, закончив его, ты умрешь» — нагадала ему цыганка на рынке. Так гласит местная легенда. Вложив в стройку полтора миллиона рублей и построив замок сказочной красоты, Василий Павлович Попов в 1894 году сильно заболевает, приехавший на помощь к больному Иоанн Кронштадский ничего уже не может сделать. Как и предсказала цыганка, он умер сразу по завершении строительных работ.

Сын Василия Павловича — Юрий получает в наследство новехонький дворцовый комплекс, состоящий из  самого дворца, почти симметричных друг другу Восточного и Северного флигелей, Смотровой башни, Каретной, Западного флигеля (Английский замок) и похожего на Московский кремль Манежа-конюшни, ныне визитной карточки города. Будучи страстным коллекционером и любителем искусств, Юрий Васильевич наполняет дворец богатейшими коллекциями картин, скульптур и книгами из собственной библиотеки.

Проживая постоянно в Крыму и бывая в Васильевке лишь изредка, он оставляет всю усадьбу на управляющего Перовского – брата печально известной Софьи Перовской.

Дальнейшую судьбу замка можно охарактеризовать одной фразой «Смерть на взлете». В скором времени рушится в огне революции и гражданской войны Российская Империя, похоронив под собой удивительный Новороссийский край. Разделяет судьбу Новороссии и Васильевский замок, который, наверное, как символ той эпохи, не может выйти из состояния руин до сих пор.

Благодаря подвижничеству неравнодушных людей на территории замка в конце восьмидесятых годов возник краеведческий музей, который ныне вырос до областного историко-архитектурного музея – заповедника «Усадьба Попова».

Виктор Мешков, заместитель директора Васильевского

историко-архитектурного музея-заповедника

«Усадьба Попова»