iz.com.ua

Происшествия
В мартене – как в аптеке!
Поделиться

 

На «Запорожстали» повсеместно вводят электронные весы. Точность их, действительно, почти аптечная. А железнодорожные составы с грузами взвешиваются, не останавливаясь

В мартене – как в аптеке!

Сейчас на комбинате «Запорожсталь» все подчинено повышению эффективности производства, снижению себестоимости продукции — а значит, повышению ее конкурентоспособности. Рынок — вещь суровая. Чтобы выжить в нем и успешно развиваться, нужно быть на шаг впереди конкурентов.

Шаги, предпринимаемые руководством комбината и его трудовым коллективом в последние три месяца, поистине впечатляют. Причем, шаги эти хоть и трудные, а скорее — непривычные, но логичные и очевидные. Если на всем предприятии ввести повсеместный режим экономии, то он даст миллионы прибыли. И уже дает. То же самое и с внедрением энергосберегающих технологий, выявлением неиспользуемых резервов производства.

Все на комбинате помнят недавнюю «историю с географией». Зачем гнать из Запорожья по железной дороге сотни вагонов с прокатом в какой–нибудь морской порт и там перегружать их на судно, если можно все это сделать в Запорожском речном порту — сразу погрузить металл на сухогрузы «река–море»? Днепр с успехом заменит железную дорогу – так решил генеральный директор «Запорожстали» Ростислав Шурма. И решение это дало комбинату колоссальную экономию, а вслед за ней снижение себестоимости продукции и, значит, рост прибыли.

И вот другой классический пример нового подхода к производству. На глазок можно только борщ варить, да и то не всегда получается. Сталь же как надо «на глазок» не сваришь. А механические весы из прошлого века, установленные на заводе, как раз к этому и располагали.

Во–первых, точность у них еще та, плюс–минус, наверное, тонны. Во–вторых, «человеческий фактор» – в накладных, сопроводиловках грузов, что угодно можно написать, даже без всякого умысла. В–третьих, если «не строго по рецепту» в печку мартеновскую все компоненты загрузить, то на выходе и сталь такого же, далеко не высшего, качества получится.

А ведь уже двадцать первый век на дворе, компьютерные технологии и электроника в ходу и на службе у человека. И решили генеральный директор и его команда, что надо менять механические допотопные весы — на современные электронные. Причем, по всему комбинату.

От решения до первого результата и месяца не прошло. 5 ноября в мартеновском цехе «Запорожстали» были запущены в постоянную эксплуатацию электронные весы. Руководство, как водится, перерезало красную ленточку. Потом зашли в маленькую комнату, где стол, компьютер и оператор Ирина — она смотрела на экран монитора и в окошко, за которым медленно проследовал железнодорожный состав с металлошихтой. Электронные весы в это время четко зафиксировали вес каждого вагона — и «нетто», и «брутто».

Генеральный директор Ростислав Шурма так подробно расспрашивал Ирину о всех нюансах работы новых весов, как будто завтра ему самому пришлось бы взвешивать составы с грузами. «А с какой точностью весы взвешивают, скажем, вагон?» – «С точностью до двухсот килограммов». При том, что груз вагона составляет тонн сорок, точность, можно сказать, действительно аптекарская. «А вот данные, зафиксированные компьютером, немного «подправить» вы можете?» – немного неожиданно задал «наивный» вопрос гендиректор. – «Ну что вы! Программа этого не позволит сделать», – очень серьезно ответила Ирина.

Потом у Ростислава Игоревича были вопросы и к начальнику мартеновского цеха — мол, а параллельная «бумажная бухгалтерия» зачем? На столе лежали заполняемые Ириной от руки квитанции. Ответ — пока для страховки, к декабрю, когда все утрясется, бумажек на столе не будет. Гендиректор пообещал в декабре прийти проверить, заметив, что это же, в принципе, дурная работа. И к заместителям своим у Ростислава Игоревича были вопросы — насчет того, что электронные весы уже к началу следующего года на комбинате должны быть повсеместно.

… Вагончики прошли, весы в считанные минуты зафиксировали их вес.

– Во–первых, это одна из самых современных весовых систем, которая сегодня существует, – сказал в интервью журналистам генеральный директор «Запорожстали» Ростислав Шурма. – Во–вторых, я хочу сказать, что мы сегодня открываем первый знаковый проект, который был построен с нуля и в который мы вложили около миллиона гривен, из них 70 процентов работ мы сделали своими силами, только 30 процентов — это работа подрядчиков и закупка оборудования на стороне.

Как вы только что видели, все взвешивается в полном автомате. Но это только первый шаг. Наша задача сделать так, чтобы полностью весь оборот металла, всей шихты — вокруг мартенов, прокатных станов был у нас в электронном виде, на современных весах. Мы планируем эту программу закончить до февраля 2013 года.

До конца года введем еще двое весов, примерно таких же. И в начале следующего года мы сделаем еще на слябинге слитковые весы и сделаем слябовые весы, тоже между слябингом и цехом горячего проката тонкого листа.

Но я хочу подчеркнуть, что это не первые весы, которые мы сделали. На сегодня мы уже успели восстановить 426–е, 43–и весы. Успели восстановить весовое оборудование в бункеры подачи ферросплавов. Все ферросплавы, которые грузятся в ковш, провешиваются.

Первый заместитель генерального директора, директор по производству комбината «Запорожсталь» Александр Третьяков рассказал также, что точность взвешивания даст не только экономию средств, но и повысит качество металла:

– При сбалансированной плавке все идет предсказуемо, ее можно прогнозировать. Поэтому весы позволят нам сделать плавки стабильными, с расчетным количеством ферросплавов. И они же исключат или сведут до минимума некондиционные плавки, которые отрицательно сказываются на себестоимости продукции всего мартеновского цеха.