iz.com.ua

Право
Запорожская реформа заинтересовала немцев
Поделиться

На минувшей неделе в Запорожской государственной академии состоялась Всеукраинская научно–практическая конференция на тему «Современные проблемы и перспективы развития жилищно–коммунального хозяйства Украины».  Представители жилищно–коммунальной отрасли   Запорожья поделились с участниками конференции первыми результатами реформирования ЖКХ города.

О целях проводимых в Запорожье реформ и о методах реформирования отрасли рассказал первый заместитель городского головы Дмитрий Свиркин. Он очертил круг проблем, с которыми столкнулись обслуживающие коммунальные предприятия.

Среди причин, которые привели к упадку в отрасли ЖКХ, –  хроническое недофинансирование, нерентабельность существующих тарифов, ветшающий жилищный фонд и т.д. Разрабатывая программу реформирования ЖКХ, городские власти приняли сторону горожан.  Ее задачи –  сохранив существующие тарифы, повысить качество предоставляемых услуг за счёт более эффективного использования ресурсов, ликвидации дублирующих функций обслуживающих предприятий, оптимизации непроизводственных затрат. Ведь чем меньше будет потрачено на содержание обслуживающей структуры, тем больше будет направлено на повышение качества работы коммунальных предприятий.

ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Запорожская реформа  заинтересовала немцевОсновной же упор был сделан на повышение качества услуг. По информации Дмитрия Свиркина, за год реализации реформ удалось существенно сократить сроки ликвидации аварийных ситуаций, из них две трети решаются в течение нескольких часов. Ситуация, когда работа на аварийном участке ведётся несколько дней, – недопустима!

Ещё одно направление, которое удалось реализовать в Запорожье, – создание единого колл–центра для всех коммунальных служб – 1580.  Только представьте, у каждого из коммунальных предприятий была своя диспетчерская служба, на содержание которой уходили немалые средства.   Более того, это создавало неудобства для горожан: у каждого коммунального предприятия – свой номер телефона, на поиски которого уходило драгоценное время. Сегодня, для того чтобы сообщить о проблеме по любому из исполнителей услуг в ЖКХ, достаточно набрать один короткий номер 1580, или с мобильного по номеру 787 15 80. Запорожцы положительно оценили предложенную инициативу, все заявки, поступающие в колл–центр, фиксируются в единой базе данных. Это позволяет городским властям не только контролировать их скорейшее выполнение, но и   планировать на их основе бюджетные затраты. Следующим этапом станет создание единой абонентской службы, в составе которой будут созданы центры обслуживания потребителей. В любом из них, независимо от места проживания, в удобное время горожане смогут получить необходимую информацию по каждому из коммунальных предприятий, решить возникшие вопросы по всем исполнителям услуг ЖКХ, оформить справку или разрешительные документы.

По такому принципу работают во многих европейских странах.

 

А КАК У НЕМЦЕВ?

В рамках конференции наработки в сфере реформирования ЖКХ представил профессор Берлинского института менеджмента Вольфганг Шмаль. Он презентовал результаты проведённой модернизации жилищного фонда в одном из спальных районов Берлина, известном как Красный квартал или   Хеллерсдорф. Он строился во времена существования ГДР и, собственно, как две капли воды похож на наши районы, застроенные в социалистические времена типичными панельными многоэтажками. Так вот, сегодня компания, обслуживающая жилой фонд Хеллерсдорфа, проводит санацию многоэтажек –  замену окон, систем водоснабжения и теплообеспечения, утепление фасадов и т.д. В некоторых случаях дома просто перекраиваются заново – лифты выносят наружу, добавляют балконы и мансарды по желанию квартиросъёмщиков, меняется ландшафт придомовых территорий. В результате санации кварталу удалось не только вернуть былую славу самого комфортного района для проживания, но и стать одним из самых энергоэффективных.

– Для примера мы провели аудит типового многоквартирного дома в одном из районов Запорожья, который был построен в 2005 году, – поделился Вольфганг Шмаль. – Мы подготовили паспорт здания, изучили все его проблемные зоны, в том числе с точки зрения энергоэффективности. И вот к каким выводам мы пришли: только замена окон в этом доме даёт до 60 евро экономии на один квадратный метр площади! Поэтому проводить работу по модернизации жилого фонда нужно, а пример нашей работы – доказательство того, что это возможно.

Безусловно, проведение столь масштабных работ требует колоссальных ресурсов, но не стоит забывать, что в той же Европе за коммунальные услуги принято платить так же, как и за любые другие. В противном случае, человек просто лишится жилья. К тому же, в некоторых странах, Германия в их числе, многие коммунальные предприятия  не принадлежат государству, или принадлежат частично.  В Великобритании вообще все обслуживающие предприятия частной формы собственности, они не дотируются из государственного бюджета. Но и жилье в этой стране одно из самых дорогостоящих.

Как отметил первый заместитель городского головы Дмитрий Свиркин, разрабатывая программу реформ для ЖКХ в Запорожье, городские власти опирались на опыт многих стран, в том числе немецких обслуживающих предприятий. Обмен опытом – это важная часть работы и хороший повод убедиться в правильности выбранного пути реформ. А потому и проведение подобных конференций даёт возможность получить новые знания и поделиться своими наработками, уверен Дмитрий Александрович.

Городские власти планируют продолжить курс реформирования, более того, уже сейчас проводится аудит некоторых зданий жилого фонда, готовится проектно–сметная документация на их модернизацию, проводится работа по обеспечению энергоэффективности на теплосетях и т.д.

КСТАТИ

Если раньше в рейтинге регионов по результатам работы в отрасли ЖКХ Запорожская область стабильно занимала последние строчки, и выше 16–й позиции нам подниматься не удавалось, то, по результатам работы за прошлый год, отрасль жилищно–коммунального хозяйства региона заняла почётное второе место среди других областей Украины.