Индустриалка - новости Запорожья

Право
Если у вас нет работы, новый закон поможет найти
Поделиться

С 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О занятости населения», который был подписан Президентом Украины 5 июля 2012 года.

Прокомментировать этот документ и рассказать о его важнейших статьях корреспондент УКРИНФОРМа попросила начальника отдела связей с общественностью и СМИ Государственного центра занятости (ГЦЗ) Валентину Клещикову-Матвееву.

«Этот закон был разработан во исполнение социальных инициатив Президента Украины, направленных на внедрение активной политики занятости и создание новых рабочих мест. Документ содержит ряд важных инноваций, касающихся всех основных фигурантов рынка труда», — сказала Валентина Клещикова-Матвеева.

При этом она уточнила, что речь идет о работодателях и наемных работниках, молодежи, начинающей трудовую деятельность, и гражданах старшего возраста. Коснутся новации и государственных учреждений, обеспечивающих формирование и реализацию государственной политики в сфере занятости населения, а также контроль за соблюдением законодательства о занятости. Не обошел Закон и частные компании, предоставляющие услуги по посредничеству в трудоустройстве и т.д.

В первую очередь, отметили в ГЦЗ, речь идет о следующих изменениях.

 

Статус безработного и выплата материального обеспечения

 

В соответствии с новым законом, человек, который не работает и обратился в центр занятости в поисках работы, отныне будет получать статус безработного с первого дня регистрации в центре, если подходящая работа для него отсутствует. Причем, обращаться можно в любой центр занятости — независимо от зарегистрированного места жительства или места нахождения лица. Помощь по безработице выплачивается с восьмого дня после регистрации лица в центре занятости.

Размер максимальной помощи по безработице теперь не ограничивается средней зарплатой по региону, где зарегистрировано лицо, имеющее статус безработного, а будет единым по всей Украине и будет составлять четыре прожиточных минимума для трудоспособных лиц.

 

Защита от проявлений дискриминации в сфере занятости населения и обязанности работодателей

 

С 1 января 2013 года запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях указывать ограничение по возрасту кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам (за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола), выдвигать требования, отдающие предпочтение одному из полов, а также требовать от лиц, которые трудоустраиваются, предоставления сведений о личной жизни.

Работодатели обязаны обеспечивать достойные условия труда, отвечающие требованиям законодательства в сфере оплаты труда, охраны и гигиены труда.

Работодателям запрещается применять труд граждан без надлежащего оформления трудовых отношений, совершать действия, направленные на сокрытие трудовых отношений.

 

Усиление дополнительных гарантий в содействии трудоустройству

 

К категориям граждан, имеющим дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, теперь относятся не только матери с малолетними детьми или одинокие матери, а вообще один из родителей или лицо, их заменяющее, если оно имеет на иждивении детей в возрасте до шести лет или воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида.

Среди других социально уязвимых категорий, неконкурентоспособных на рынке труда — дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения; лица, освобожденные после отбывания наказания; молодежь, которая окончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной службы и которая впервые принимается на работу; лица, которым осталось десять и менее лет до наступления права на пенсию по возрасту; инвалиды, не достигшие пенсионного возраста; лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, могут, как исключение, приниматься на работу.

Для трудоустройства указанных выше категорий граждан (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста) предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников более 20 человек устанавливается квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год. Работодатели самостоятельно рассчитывают эту квоту с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов), и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно. Работодатели могут обратиться в службу занятости за укомплектованием вакансий специалистами из числа безработных.

 

Общественные работы и другие виды временной занятости

 

Новый закон определяет общественные работы общественно полезными, такими, которые организовываются для дополнительного стимулирования мотивации к труду и материальной поддержке безработных и других категорий лиц и выполняются ими на добровольных началах. Финансирование таких работ для зарегистрированных безработных и работников на предприятии, находящихся в простое, будет осуществляться за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и местных бюджетов пропорционально равными частями. Такие выплаты направляются на заработную плату лиц, принимающих участие в общественных работах, оплату их проезда к месту временной работы и другие расходы, необходимые для организации работ.

Кроме того, работодатели могут организовывать для безработных и других категорий лиц сроком до шести месяцев работы, имеющие временный характер. С безработными, которые привлекаются к выполнению таких работ, заключают трудовые договоры на срок, который суммарно в течение года не может превышать 180 календарных дней. Финансирование организации работ временного характера осуществляется за счет средств работодателей и других не запрещенных законодательством источников.

 

Пособие по частичной безработице

 

Статьей 47 Закона предусматривается механизм предоставления предприятиям средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы для выплаты работникам пособия по частичной безработице в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения, предусмотренного законодательством длительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции без прекращения трудовых отношений.

 

Новые стимулы для работодателей

 

Новым законом предусмотрено стимулирование работодателей к созданию новых рабочих мест и трудоустройству на них граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда, в частности, молодежи, женщин, лиц в возрасте свыше 50 лет и других уязвимых категорий граждан, путем выплаты компенсации работодателю в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо.

Компенсация выплачивается ежемесячно в течение одного года со дня трудоустройства лица при условии сохранения его занятости в течение двух лет.

При этом право на компенсацию имеют работодатели, у которых отсутствует задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и/или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и которые не признаны банкротом или относительно их не возбуждено дело о банкротстве. Компенсация предоставляется на один год при условии, что работник не будет уволен также в течение следующего года. Однако в случае увольнения работодатель возвращает полученные средства в полном объеме или трудоустраивает на это рабочее место другого безработного.

Важным законодательным нововведением является также стимулирование субъектов малого предпринимательства к созданию новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики. Так, субъект малого предпринимательства, создающий новые рабочие места и трудоустраивающий на них безработных на два года, в течение года может получать ежемесячную компенсацию в размере единого взноса. При этом работники, которые были приняты на работу с выплатой компенсации, не могут быть уволены по инициативе работодателя.

 

Молодежь на рынке труда: первое рабочее место

 

Студенты последних курсов профессионально-технических и высших учебных заведений имеют право на стажировку у работодателей сроком до шести месяцев. Затем в их трудовую книжку в обязательном порядке будет внесена запись о прохождении стажировки. Собственно, это будет свидетельствовать о приобретении определенного опыта работы. Студенты будут проходить стажировку по индивидуальной программе под руководством наставника. На период стажировки на стажеров распространяются все права и социальные льготы, установленные для работников, занимающих соответствующие должности.

Закон будет стимулировать молодых специалистов, решивших поехать работать в сельскую местность. С целью привлечения к работе по соответствующей профессии (специальности) в селах и поселках молодому работнику, заключившему трудовой договор на срок не менее чем три года с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в таких населенных пунктах, предоставляются жилье на срок его работы и единовременная адресная помощь в десятикратном размере минимальной заработной платы за счет средств Государственного бюджета Украины. Если же молодой работник проработает в таком населенном пункте не менее чем десять лет, жилье передается ему в собственность.

Возраст обучению не препятствие: новые профессии и специальности для категории граждан «45+»

 

Согласно новому закону, граждане в возрасте от 45 лет с страховым стажем не менее чем 15 лет имеют право до достижения пенсионного возраста на одноразовое получение ваучера для оплаты обучения новой профессии или повышения своей квалификации.

Стоимость такого ваучера устанавливается в пределах стоимости обучения, но не выше чем 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

Оплата ваучера осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

 

Профессиональная ориентация и профессиональное обучение — новые возможности

 

В соответствии со статьей 35 Закона, профессиональное обучение зарегистрированных безработных организуется по заказу работодателя или для самозанятости, осуществления предпринимательской деятельности с учетом пожеланий безработных. Это профобучение осуществляется в профессионально-технических и высших учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, вида деятельности и ведения хозяйства.

Для повышения конкурентоспособности зарегистрированных безработных на рынке труда и содействия их самозанятости будет организовываться профессиональное обучение по укрупненным (интегрированным) рабочим профессиям и другим профессиям, имеющим спрос на рынке труда.

Финансирование профессионального обучения зарегистрированных безработных осуществляется за счет средств страхового Фонда на случай безработицы. В соответствии с Законом Украины «О занятости населения», государственная служба занятости имеет право создавать центры профессиональной ориентации населения в тех регионах, где в этом возникает потребность.

 

Упорядочение деятельности кадровых агентств

 

Облегчить поиск работы безработным сможет приведение деятельности кадровых агентств в соответствие с европейскими стандартами, в частности относительно безвозмездности их услуг для граждан. Обычно в Украине обращения в кадровые агентства для тех, кто ищет работу, заканчиваются не достаточно результативно. Оплачивая за поиск вакансии, соискатели работы не получают никаких гарантий на трудоустройство. Новым законом предусмотрено, что оплата услуг по трудоустройству осуществляется исключительно работодателем, которому предоставлены такие услуги.

По материалам УКРИНФОРМа >>


Комментарии читателей