Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Мир
При строительстве новой гавани Балтийского флота обнаружили много интересного
Поделиться

Город Балтийск Калининградской области служит базой морского флота еще с тех времен, когда он назывался Пиллау: военная гавань здесь была сооружена немецкими строителями почти 80 лет назад. Но сейчас пришло время для создания причальной инфраструктуры нового поколения. Правда, в процессе строительства инженеров поджидает множество сюрпризов. об этом сообщает Популярная Механика.

При строительстве новой гавани Балтийского флота обнаружили много интересного

История военной гавани Пиллау началась в 1934 году, когда немцы насыпали здесь грунт, намереваясь построить аэродром. Но местность оказалась болотистой, поэтому вместо аэродрома решили заложить военную гавань. Немецкие строители работали «по-сухому» — с помощью земснарядов выкопали котлован, возвели портовые сооружения, причалы, проложили коммуникации, затем прокопали перешеек — и гавань заполнилась водой. Во время войны портовая инфраструктура была серьезно повреждена, но после восстановления в 1950-х годах гавань в городе, переименованном в Балтийск, вновь стала военной. Построенные на совесть немецкие причальные сооружения и коммуникации гавани еще много десятилетий обслуживали военные корабли Балтийского флота.

Но заслуженным немецким причалам пора на пенсию: они уже не могут удовлетворить требованиям нового поколения кораблей и судов. «Старые коммуникации способны подавать до 100 кВт мощности. Для старых кораблей этого хватало, но новые требуют 400 кВт и более, — объясняет Олег Павлов, замначальника Балтийского гидротехнического строительного управления. — Кроме того, первоначальная глубина немецкой гавани составляла 8 м, но заиливание уменьшило ее до 6−7 м. А современным крупным кораблям нужна глубина 10−11 м. Поэтому было принято решение начать ремонт и модернизацию причальной инфраструктуры».

Скелет в шкафу

Современный причал — это не просто бетонная плита, а сложное инженерное сооружение. Он лишь на несколько метров возвышается над водой, но при этом уходит вглубь на десятки метров. Внутри причал пронизан арматурой, которая связывает различные его части между собой. В специальных каналах проложены коммуникации — трубы для воды и пара, электропитание, центральная канализация. Чтобы пришвартованные к причальной стенке многотысячетонные корабли не выдернули причал из земли, словно репку в известной сказке, его закрепляют с помощью грунтовых анкеров — это 300-мм трубы, уходящие с боковым интервалом на 32 м в грунт под углом в 35 градусов. В трубы закачивают бетон, который образует в глубине утолщение, работающее как якорь.

При строительстве новой гавани Балтийского флота обнаружили много интересного

При строительстве новой гавани Балтийского флота обнаружили много интересного

Но, чтобы построить такие сооружения, нужно демонтировать старые — снять немецкую брусчатку, рельсы, коммуникации. И вот тут-то российские строители обнаружили настоящий скелет в шкафу. «Практически никакой подробной документации по немецким сооружениям не осталось, одни отрывочные сведения, — говорит Александр Голубев, начальник строительно-монтажного участка № 1 Балтийского гидротехнического строительного управления. — Но мы знали, что немцы использовали как фундамент бетонную плиту на свайном основании. Когда мы дошли до этой плиты, оказалось, что ширина ее местами достигает 15−17 м, и демонтировать ее просто нет смысла. Для закладки грунтовых анкеров нужно было просверлить эту плиту, по нашим предположениям, толщиной около 20 см.

Ряды грунтовых анкеров — 300-миллиметровых заполненных бетоном стальных труб, уходящих под углом в 35 градусов на 32 м с боковым интервалом в 1,5 м, — мощный якорь, не дающий причалу сдвинуться с места даже при швартовке многотысячетонных кораблей. Начали сверлить — и оказалось, что ее толщина местами достигает… двух метров! Поэтому с учетом угла наклона для каждого анкера нам приходится сверлить почти три метра самого прочного немецкого бетона, а это сильно осложняет и замедляет работу. Строить с нуля было бы намного проще».

Затерянные клады

Бетонные плиты не единственный серьезный сюрприз гавани Балтийска. Чего только не находят при строительстве! В импровизированном «музее», который представляет собой довольно большую площадку, сложены предметы, найденные на дне во время расчистки грунта: сваи и доски из лиственницы, рельсовые тележки, на которых подвозили к кораблям минное оружие, обычные телеги, части бомб и даже якорь из дерева и металла, на вид конца XIX века. На дне также находят множество боеприпасов, оставшихся со времен войны, но ими уже занимаются саперы.

При строительстве новой гавани Балтийского флота обнаружили много интересного
При строительстве новой гавани Балтийского флота обнаружили много интересного

Как рассказал Олег Павлов, в процессе строительства обнаружился даже «забытый» немецкий трубопровод с нефтепродуктами, проложенный в глубине старого немецкого причала. «Видимо, во время войны трубопровод повредило взрывом бомбы, — предполагает он, — но нефтепродукты не загорелись, а так и остались в расплющенной трубе. А поскольку документация была утеряна, о существовании этого трубопровода никто и не подозревал. Время от времени нефтепродукты просачивались в акваторию, что приводило к длительным разбирательствам между командованием порта и командирами кораблей. И только сейчас нам удалось обнаружить причину!»