iz.com.ua

Ученые нашли у бабочек-монархов магнитный компас

Ученые нашли у бабочек-монархов магнитный компасУченые выяснили, каким образом бабочки-монархи, способные совершать перелеты на тысячи километров, не теряют ориентиров. Как оказалось, они имеют своебразный магнитный компас, пишет nat-geo.

Данаиды-монархи (Danaus plexippus) ежегодно мигрируют на большие расстояния; они могут даже делать перелеты через Атлантический океан. Ранее в усиках бабочек был обнаружен солнечный «датчик», позволяющий ориентироваться по свету. Но оставалось непонятным, как этим насекомым удается не сбиваться с курса в облачную и дождливую погоду.

Звучало предположение о том, что у бабочек есть «компас» для измерения магнитного наклонения – такой же, как и у перелетных птиц, рептилий, амфибий и черепах. Подобным образом ориентируются и некоторые насекомые – в том числе медоносные пчелы и термиты. Однако найти магнитный компас в каком-либо органе бабочек-монархов ученым не удавалось.

Гипотезу другим путем решили подтвердить нейрофизиологи из Массачусетского технологического института. Они провели серию опытов, поместив бабочек в летные тренажеры с искусственными магнитными полями. В обычных условиях данаиды, ориентируясь на угол наклона магнитного поля Земли, летели в южном направлении. В рамках эксперимента, когда угол наклона менялся, насекомые поворачивали на север.

Одновременно была установлена связь компаса и солнечного света. Как оказалось, он «включается» лишь когда света не достаточно; в остальных случаях монархи успешно используют свои солнечные «датчики». Таким образом, магнитный компас является «дублирующей навигационной системой», поясняют исследователи.