Индустриалка - новости Запорожья

Культура, Мир, Фоторепортаж
На Сицилии борются с мафией с помощью современного искусства
Поделиться

Путешествующая по Европе биеннале современного искусства «Манифеста»  в этом году проходит в Палермо

Европейская биеннале современного искусства «Манифеста» раз в два года проходит в разных городах. И почти всегда комментирует проблемы сегодняшнего дня. В этом была главная идея создания кочующей по Европе выставки — через актуальный художественный процесс влиять на социальную и политическую ситуацию.

Созданная после падения Берлинской стены, несмотря на ограничение «европейская» в своем названии, «Манифеста» открыта для всех и приглашает к участию художников со всего мира. За 20 лет существования она стала одной из крупнейших и наиболее влиятельных регулярных международных выставок современного искусства.

Манифеста

В 2014 году «Манифеста-10» проходила в Санкт-Петербурге. Ее особенностью стала нетипичная для этой биеннале аполитичность. Разгар украинского кризиса. А тогдашний куратор «Манифесты», известнейший деятель современного искусства из Германии Каспер Кёниг (Kasper König), заявлял, что его интересует в первую очередь диалог классического и современного искусства в пространстве Эрмитажа.

Два года спустя все встало на свои места. «Манифеста-11» комментировала из швейцарского Цюриха с гламурно-элитарным апломбом финансовые порядки и банковские проблемы Европы.

С 16 июня по 4 ноября 12-я по счету «Манифеста»делает остановку в Палермо и телеграфирует из сицилийской столицы в глобальный мир целый пакет актуальных политических мессаджей. Миграция, безработица, преступность, — Палермо может рассказать о многих проблемах нашего времени. Этим пользуется «Манифеста».

Манифеста

Сосуществование и прочие проблемы «планетарного сада»

«Глобальное сосуществование в планетарном саду» — так озаглавила свою программу «Манифеста-12». Подразумевается концепция мира, как следует из официального описания программы, управляемого невидимыми сетями, транснациональными частными интересами, цифровым разумом, миром, в котором не становится менее иллюзорной идеалистическая идея равных прав и возможностей для всех. Но при этом наш общий дом Земля остается прекрасным садом, который следовало бы сберечь и для последующих поколений. Соответственно темой биеннале становится климат и разрушительная для экологии деятельность человека.

Манифеста

«Манифеста-12» смотрит на актуальные тренды и трения на стыке глобализации и гражданских инициатив, на превращение традиционных моделей в новые форматы социальной жизни. И все это через призму Палермо — города на перекрестке трех континентов, болевой точки на европейской карте миграции, родины мафии. Палермо отлично подходит на роль арены для художественных дискуссий на злобу дня.

Искусство в борьбе с «Коза Ностра«

Мэр Палермо уже давно распознал потенциал искусства как рычага, с помощью которого не дано перевернуть целый мир, но что-то сдвинуть в умах некоторых его обитателей вполне возможно. Занимающий на протяжении 30 лет эту должность итальянский политик Леолука Орландо, активист по борьбе с мафией, не устает повторять в многочисленных интервью, что хочет «победить преступность и вернуть Палермо статус города, у которого есть нормальное будущее, а не мафиозное прошлое». Для этого он использует все возможности — экономические, финансовые и культурные.

Палермо в этом году носит титул культурной столицы Италии. «Манифеста-12», убежден Орландо, также поможет городу «выйти из тени, в которой он жил последние годы и в которой мафия плетет свои невидимые преступные сети».

«Искусство прогонит мафию», — заявил палермский мэр в июне в Дюссельдорфе на презентации проекта немецкого участника нынешней «Манифесты» Катарины Зивердинг (Katharina Sieverding). К слову, в прошлом ученица Йозефа Бойса, Катарина Зивердинг показывает на «Манифесте» фотоколлаж, составленный из сотен тысяч снимков, предоставляемых в свободном доступе американским космическим агентством NASA.

Манифеста

Биеннале в Палермо объединяет в общей сложности порядка 40 художественных проектов, от инсталляций и перформансов в общественном пространстве до традиционных выставок. Проекты подготовили художники не только европейские, но и из таких стран, как Бразилия или Нигерия.

В параллельной программе биеннале Collateral Events участвует одна из довольно успешных арт-групп «AES+F» с проектом «Mare Mediterraneum». Она выступает с художественным стейтментом, посвященным Средиземному морю. Артефакт напоминает о его роли в истории Европы и всей цивилизации и о проблемах, неизбежно возникающих на этом пересечении торговых, миграционных, культурных и прочих дорог.

Манифеста

Между ботаникой и политикой

Выставочных залов с белыми стенами на этой «Манифесте» нет. Артефакты размещены в старинных церквях и дворцах, обладающих богатой и интересной историей. Среди площадок — такие необычные для художественных выставок места, как ботанический сад Палермо, церковь Санти Эуно э Джулиано и социальный жилищный проект ZEN. Некоторые из зданий даже для местных жителей до сих пор оставались закрытыми. Многие артефакты на этой «Манифесте» выставлены в городских парках и исследуют тематическое пространство между ботаникой и политикой.

Следующая «Манифеста» пройдет в 2020 году в Марселе (Франция).

Читайте также: Художники устроили в Швейцарии беспредел.

Фото: Deutsche Welle и со страницы в соцсети арт-группы «AES+F»

Источник: Deutsche Welle.



Комментарии читателей