Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Интервью, Культура, Мир, Украина, Фоторепортаж
Известная украинская художница может создать памятник черешне в Мелитополе
Поделиться

Художница Жанна Кадырова стала единственной участницей основного проекта Венецианской биеннале-2019

Жанна Кадырова из Киева — на сегодня, пожалуй, самая известная из ныне живущих украинских художниц. Обладательница многих наград, в том числе и международных, она единственная из нашей страны, кто участвует в основном кураторском проекте самого престижного в мире смотра современного искусства, Венецианской биеннале-2019. А на этой же биеннале в 2013 и в 2015 годах выставлялась в групповых выставках в официальном Национальном павильоне Украины.

Жанна Кадырова

Оригинальные скульптуры из бетона и керамической плитки стали визитной карточкой Жанны Кадыровой. Например, сейчас в Венеции, в Садах Джардини, представлен ее проект «Second Hand» — одежда из бетона и кафеля. А за окном на веревке — керамическое белье. В Арсенале — «Market», такой кусочек рынка с керамическими цветами, овощами-фруктами и колбасами. Обычно Жанна Кадырова показывает «Market» на арт-ярмарках, где сама стоит за прилавком и продает свои произведения на вес – 1 грамм стоит 1 денежную единицу страны, где проходит выставка.

«Памятник не про ягоду, а про людей»

Как стало известно «Индустриалке», в Мелитополе может появиться оригинальная скульптура Жанны Кадыровой, посвященная черешне. И мы связались с художницей.

Жанна Кадырова

— Это пока что предложение. А будет ли оно воплощено в жизнь, во многом зависит от того, удастся ли найти техническое решение, — рассказала Жанна. — Много лет участвую в ежегодном симпозиуме современного искусства «Бирючий» в Запорожской области, под Кирилловкой, который организуют запорожцы Геннадий Козуб и Елена Сперанская. Через них со мной связались представители мэра Мелитополя.

Я придумала вещь, которая нравится и мне, и заказчикам. Это концептуальный объект, памятник не про ягоду, а про людей, которые посвятили свою жизнь черешне, а это довольно тяжелый труд. Материал скульптуры — плексиглас. И это не просто памятник, а полная реконструкция сквера. В данный момент эскизы находится в разработке. Но их техническое воплощение очень сложное. Там очень много аспектов создания. Планирую попробовать привлечь конструкторов из Харькова.

Жанна Кадырова

300 кг керамического белья

— Жанна, как вы попали в основной кураторский проект 58-й Венецианской биеннале?

— Больше шести лет сотрудничаю с европейской галерей «Continua». Когда куратор Венецианской биеннале Ральф Ругофф искал художников для своей выставки, «Continua» просто отправила мое досье. А куратор лично мне написал и пригласил в проект. Все было официально. Биеннале — это такая огромная махина, миллион договоров, технических правил. Велась переписка, которая полностью легла на плечи галереи.

Венеция, Венецианская биеннале, Жанна Кадырова

Объекты я делала непосредственно на месте, в Венеции. Работала три недели. А в феврале ездила смотреть пространство и общаться с инженерами и технологами. Например, сначала мне сказали, что за окном можно повесить 300 кг керамического белья. Оно, к слову, висит на металлическом тросе. И облицовано венецианским кафелем. Для серии «Second Hand» важен материал. Он должен иметь какую-то историю. И работы, находящиеся на улице на «веревке», сделаны из плитки, снятой в Венеции. Это кафель 1970-х годов, им были облицованы ванные одного отеля. После карнавала там был ремонт и сняли плитку.

Венеция, Венецианская биеннале, Жанна Кадырова

В Киеве мы подготовили металлические структуры под кафель, соответствующие заданному весу. А когда мы все прислали, нам сказали: «Нет. Только 150 кг». И пришлось подрезать, уменьшать работы, делать по другому.

— Почему вы не продавали на презентации биеннале свои скульптуры-продукты, как делали это на арт-ярмарках?

— Куратор пригласил меня именно с такой идеей. Но это запретили. Потому что биеннале — некоммерческая институция, это такая старая огромная махина, где работают сотни людей. И изменить там правила просто невозможно.

Венеция, Венецианская биеннале, Жанна Кадырова— А какое ваше впечатление от выставок 58-й Венецианской биеннале?

— Мне понравилась выставка. Хотя, к сожалению, я успела посмотреть только основной проект и Украинский павильон. У меня было мало времени. Мой монтаж закончился на три дня позже, чем по договору, по независящим от меня техническим причинам.

Чем соблазнил кафель

— Как вы пришли к скульптурам из материалов, неестественных для женских рук — бетона и керамической плитки? И какая была первая работа?

Жанна Кадырова

— Я окончила отделение скульптуры художественной школы и для меня это было абсолютно естественно. Как для скульптора, для меня, скорее было неестественно перейти на рисование фломастерами. Это первое, что я сделала после окончания школы. Меня раздражало, что классическая скульптура не имеет цвета, что она монохромная. Поэтому я купила фломастеры, и начала рисовать цветные зарисовки из городской жизни. А кафель, возможно, отчасти стал продолжением моего поиска цвета.

Жанна КадыроваМоя первая скульптура из кафеля — сантехник дядя Толя, которую сделала в 2004-2005 годах. Это фигура уставшего работяги в натуральный размер, в спецодежде, с сигареткой, с чемоданчиком.

Кроме цвета, кафель соблазнил меня тем, что это такой бытовой материал, который можно использовать в искусстве. Потому что искусство — это, вроде, как элитарная сфера. А кафель есть у каждого в туалете в ванной. И первое, что утром делает человек — идет умываться и видит плитку. Это рутина. И совмещая эту рутину и «бытовуху» с элитарностью каких-то смыслов современного искусства, я обретаю много находок и до сих пор от кафеля не отказываюсь.

Жанна Кадырова

Создаю работы не только из плитки. Также работаю с фото, видео и делаю инсталляции из других материалов. Сейчас в Покровске Донецкой области мои паблик-арт-работы (искусство под открытым небом) являются частью капитальной реконструкции парка Леонтовича. Для создания велопарковки использую пластик, металл и бетон. В общем, экспериментирую.

Читайте также: В Венеции запорожанка ходила по воде и смотрела на уборку крови.

Фото автора и с сайта kadyrova.com



Комментарии читателей