Индустриалка - новости Запорожья

Культура
«Меня обвиняли в склонности к порнографии,содомии и зоофилии»
Поделиться

Запорожский художник Гагик Кургинян показываетв Выставочном зале Союза художников «недетские картинки»
ЗАПОРОЖЬЕ

«Меня обвиняли  в склонности к порнографии,содомии  и зоофилии»В ход детям не рекомендуется. Табличку с таким текстом стоило бы повесить на дверях Выставочного зала Союза художников на все время проведения персональной выставки запорожского художника Гагика Кургиняна. Например, висела же такая табличка (автор этих строк видела своими глазами) на московской выставке известного в мире японского фотографа Нобуёси Араки, прославившегося благодаря провокационным работам на стыке эротики и порнографии, у которого даже фотографии цветов «настолько неоднозначны, что их очень трудно назвать непорнографичными». При этом Араки — первоклассный мастер, а некоторые его работы заставляют сопереживать до слез.

Гагику Кургиняну, прошедшему путь от врача, музыканта до бизнесмена (ему принадлежало легендарное кафе «Железный Феликс»), художника, далеко до Нобуёси Араки, но и он не лишен профессионального мастерства. Взрослым людям со здоровой устойчивой психикой его выставка может быть интересна.

Идти же в семейный культпоход вместе с детьми на выставку Кургиняна не стоит. Не только из–за нескольких картин с совсем «недетскими» сюжетами, но и из–за несколько психологически–болезненного настроения, царящего здесь.

То ли это своеобразная защита художника от окружающего мира, то ли провокация — неясно. Художник, общающийся с журналистами с легким налетом цинизма, не признается.

– Это все накрашено за год, – говорит о выставке Гагик Кургинян. – Здесь около шестидесяти картин, еще столько же картин этого года не поместилось.

– Как успеваете, у вас же бизнес?

– У меня сейчас практически нет бизнеса, и всё, чем занимаюсь, — играю со своим ребенком, годовалой Стефанией, и крашу.

– А за счет чего живете?

– Продаю живопись через Интернет. Сайт, в основном, посещают европейцы. В Запорожье же за этот год у меня не купили ни одной работы.

– Какие ваши картины предпочитают европейцы?

– Они предпочитают всё подряд.

– Ваша любимая тема?

– Сочетание зеленого и красного, а сюжет не важен.

– На ваших картинах много женщин.

– Уже не так много. Вот на прошлой выставке меня обвиняли в склонности к порнографии, содомии, зоофилии и прочему. Сейчас в жизни меня окружают две женщины — моя дочка и моя жена. Но когда я рисовал женщин, то рисовал не портреты, а свои чувства. А было, что рисовал женщин, а получались натюрморты.

– Вот у вас картина с женщиной в такой позе…

– А это мужчина, футболист, рекламирующий собачий корм. Во время Евро много говорилось, что футболисты занимаются не свойственной им деятельностью — рекламируют белье, порошок или пиво. И футболист на картине показывает собаке, как вкусно есть этот корм, а обнажился, чтобы она приняла его за своего.

Я вам скажу больше. Здесь есть одна работа с обнаженным мальчиком, который слушает музыку. Её купил отель «Шератон» еще до открытия (там 15 моих работ). Потом попросили ее заменить. Немецкие дизайнеры, выбиравшие картины, сказали: «У вас люди сумасшедшие. Говорят, что эта картина их смущает, она неприличная, ее надо убрать».

Но ведь все мои картины очень условные. И я боюсь, что этот интерес «почему там мальчик, что это за девочка?» – нездоровое проявление в нашем обществе. На телевидении обилие порнографии, обнаженных тел, а тут такое пуританство! Мне это непонятно. Кстати, на европейском сайте этот «Мальчик» собрал «лайков» (положительных откликов) больше других работ.

– На какого же зрителя рассчитана эта выставка?

– Не на запорожского и не на украинского. Она для небольшого круга друзей и для себя любимого. Хотел бы выставиться в Берлине или Нью–Йорке, но пока не получается.

Впрочем, по мнению автора этих строк, побывавшей на многих зарубежных выставках (в том числе самых значимых в мире Вене–цианской биеннале и немецкой Документе), выставка Гагика Кургиняна не дотягивает до европейского уровня. Чтобы достичь такового, ей прежде всего не хватает внятной концепции, то есть объединяющей работы идеи, без которой экспозиция выглядит случайным набором картин. Без этого на авторитетных европейских выставках современного искусства просто никуда. Да и нужен более строгий отбор работ.


Комментарии читателей