Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Культура
«Да какой там петух! Я на фестиваль еду!»
Поделиться

В области сохранился и развивается албанский, белорусский и болгарский фольклор
ЗАПОРОЖЬЕ

«Да какой там петух!  Я на фестиваль еду!»Самым ярким на областном конкурсе фольклорных коллективов «Запорізька спадщина» стал, пожалуй, номер «Посиденьки у Марічки» одного из победителей, народного фольклорного ансамбля «Хуторяночка» Малобелозёрского сельского Дома культуры Васильевского района. На сцене ДК «Титан» артисты вышивали и вязали, играли на ложках, на тёрках для стирки, исполняли а капелла украинскую песню «Зійшов місяць над горою». А вручив судьям красивый каравай на рушнике, пригласили их в гости в Малую Белозёрку.

Всего в конкурсе участвовали 18 коллективов, в репертуаре которых был украинский, белорусский, албанский и болгарский фольклор.

– Конкурс проходит раз в два года, – рассказала «Индустриалке» одна из организаторов фестиваля, заместитель директора областного методического центра культуры и искусства Оксана Герман. – Каждый раз мы старались обозначить тему для выступлений, а этом году дали коллективам свободу творчества.

Песни «Жёлтого цветка»

На мой взгляд, необычным был номер «Албанский обычай горота» в исполнении фольклорного албанского коллектива «Ружо а верды» из села Гамовка Приазовского района.

– Албанское слово «горота» значит «посиделки», – рассказала руководитель коллектива и директор Гамовского сельского ДК Жанна Дьяченко. – Албанцы православный народ, поэтому в воскресенье никогда не работают. Женщины, у которых есть внуки, берут скамеечки, а молодые – скатёрки, садятся и говорят обо всём. Мы, например, говорили о наших невестках: чья лучше. Пели также обрядовые песни на тему сватовства, поскольку у одной женщины, по сценарию, женится сын.

– Как переводится название «Ружо а верды»?

– «Жёлтый цветок». У каждой нации есть свой символичный цветок. У албанцев – ноготок. У каждой албанки по праздникам, особенно религиозным, на платочке должен быть прикреплён ноготок.

– Давно существует ваш коллектив?

– Около года. Живём в многонациональной Гамовке, которой в этом году исполнилось 150 лет. Первые переселенцы нашего села – албанцы. Вот так на фоне албанской культуры, которую видели и знаем с детства, при Доме культуры решили создать национальный коллектив. Песни, которые исполняем, пели ещё наши бабушки.

– Сколько человек в вашем коллективе?

– Восемь взрослых и шестеро деток. Самому младшему 6 лет, а старшему – 65.

Играли на «утюге»

Народно–фольклорный ансамбль «Богатыряне» из села Богатыревка Вольнянского района удивил своими музыкальными инструментами. Кроме светящегося бубна, баяна и установки из бутылок, в руках участников были предметы, напоминающие старинные предметы быта.

– А это и есть предметы быта, – рассказала руководитель ансамбля Евгения Миняйло. – Есть у нас качалка. Раньше, когда утюгов не было, на неё наматывали бельё, а потом на грубой поверхности гладили. Есть веретено, оно ритм задаёт. На ухвате также играем (ухват — предмет быта, которым вынимали горшки и чугунки из печей. – Е. К.), на тёрке, на которой стирали раньше, на ложках, на коробочке деревянной, на пилке поперечной, которой дрова пилят. Есть ещё расписная макитра. Все эти предметы домашнего быта украинцы давно использовали в качестве музыкальных инструментов.

– Сколько лет вашему ансамблю?

– В 2014 году будет 35 лет. Планируем шикарный праздник. Уже даже начали готовиться.

– Сколько человек в нём участвует?

– Пятнадцать, от 18 до 84 лет. На конкурсе, правда, не все в сборе.

– Случались ли с вашим коллективом забавные ситуации?

– Конечно! Ехали мы как–то в Киев на отчётный концерт Запорожской области, и двое наших участников костюмы забыли дома. Пришлось там у людей искать костюмы, похожие на наши, просить на выступление.

А еще был у нас солист, который надолго не задержался в коллективе. Ехали мы в Сорочинцы, выпил он в дороге и начал нервы нам мотать. Мы его высадили из автобуса. И как мы удивились, когда приехали в Сорочинцы, а он выбежал навстречу автобусу!

Песни с борщом и самогончиком

Были среди участников и коллективы, принявшие участие в проекте Первого национального телеканала «Фольк–music» – программы, которая занимается поиском и возрождением музыкального этноса, аутентичных мелодий и народных песен разных областей Украины.

– Как попали на проект? – интересуемся у руководителя народного фольклорного коллектива «Токмачаночка» села Малая Токмачка Ореховского района Анны Левченко.

– Созвонились с ведущей программы Оксаной Пекун, она сказала, что заинтересовалась нашим коллективом и хочет приехать к нам в село, – рассказала Анна Дмитриевна. – Встретили её по–токмачански: с самогончиком, пирожками, борщом и галушками. Выступили с песней «Коло млина».

– Давно существует ваш коллектив?

– С 1985 года. Было нас 25 человек, сейчас 9. Но никто из коллектива не ушёл по собственному желанию, только в связи со смертью.

Мы не только поём, но и играем на инструментах. А еще у нас даже своя девочка–«свистушка» есть, она свистит по–настоящему.

– А случались ли курьёзы?

– Раз собираемся на фестиваль, а тут соседка мне кричит: «У тебя петух выскочил!». А я ей: «Да какой там петух! Я на фестиваль еду. Пусть убегает!».

Победители фестиваля

— Номинация «Лучшее исполнение фольклорно–обрядовой картинки»

— народный фольклорный ансамбль «Хуторяночка» Малобелозёрского сельского ДК (Васильевский район).

— Номинация «Лучшее исполнение местного песенного фольклора»

— народный аутентичный коллектив «Джерела» Приазовского РДК;

— народный фольклорный ансамбль «Веснянка» Данилоивановского сельского ДК (Мелитопольский район);

— фольклорный коллектив «Надвечір’я» Каменско–Днепровского РДК.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Определить самых достойных было нелегко

 

Татьяна Новохатская, председатель жюри, преподаватель–методист Запорожского музыкального училища имени Майбороды:

– Я не первый раз на таких фестивалях, и могу сказать, что уровень растет просто на глазах! Стали сложней и театрализация, и песни. И то, что представлены все поколения, – замечательно.

Считаю, собрать все коллективы – это подвиг. Особую благодарность хочу выразить коллективам за аутентичный фольклор, где берутся старинные песни, сохраняется стиль исполнения. А пение а капелла просто завораживает!

Я сама со студентами пою, сценки делаю. Но, считаю, у этих бабушек учиться надо. Найти самых достойных из лучших нам было нелегко.


Комментарии читателей