Индустриалка - новости Запорожья

Культура
Запорожский художник процитировал Малевича
Поделиться

Для конкурса-выставки «Запорожье — родной край. Творческие дуэты» журналистка «Индустриалки» выбрала абстракционизм

Запорожский художник процитировал Малевича

Одним из участников выставки «Запорожье — родной край. Творческие дуэты (журналист плюс художник)», открывшейся в выставочном зале Союза художников, стала редактор отдела культуры и образования газеты «Индустриальное Запорожье» Светлана Олейник. Она написала о своих впечатлениях от серии абстрактных рисунков запорожского художника Леонида Томилина «Здравствуйте, господин Малевич!», два из которых можно увидеть на выставке.

Запорожский художник процитировал Малевича

Светлана Олейник

Здравствуйте, господин Томилин!
Квадрат как будто стремится вырваться за границы жесткой геометрической формы! Он переполнен эмоциями, которым, кажется, тесно в аскетическом пространстве четырехугольника.
Глядя на него, неизбежно вспоминаешь о первозданном квадрате великого Казимира Малевича, сто лет назад имевшего художественную смелость и раскрепощенное сознание, чтобы первым его нарисовать. О том, как стоя у черного, потрескавшегося от времени символа, ощущаешь его сумасшедшую энергетику – тебя, буквально, встряхивает, воздух возле картины, кажется, звенит от напряжения. Оно настолько сильное, что передается квадратам принявшего эстафету традиций первого русского авангарда нашего современника Леонида Томилина, по-своему трансформируется в каждом из его рисунков серии «Здравствуйте, господин Малевич!».
Если первоисточник — черная дыра, завораживающая, гипнотизирующая и будто бы затягивающая тебя в свой мир, то авторская цитата – это лёгкое полифоническое пространство с разной насыщенностью тонов, от серебристо-серого до глубокого черного. Ты видишь, как в квадратах распускаются цветы или разлагается древесина, сминается бумажная поверхность или ткань ложится свободной драпировкой, живут некие абстрактные формы. Разное наполнение дарит разные ощущения. Иногда разницу улавливаешь на очень тонком уровне, дело в нюансах.

Запорожский художник процитировал Малевича

Художник Леонид Томилин

Ты воспринимаешь энергию рисунков, как свежий порыв ветра, так и хочется сказать — ветра перемен. Или как угадывающийся удар тока. Иногда – как будто стоишь под высоковольтными проводами или гуляешь под предгрозовым небом. И практически всегда ощущаешь энергию, как некий внутренний подъем, прилив сил – некоторые называют это восторгом.
А еще почему-то вспоминаешь о Поле Гогене. В первый момент удивляешься этим мыслям – он–то здесь причем? Покопавшись в ассоциациях, вдруг вспоминаешь об автопортрете «Здравствуйте, господин Гоген!», на котором художник изобразил себя, расшаркивающимся с соседями. И восхищаешься тонкой игре, художественной эстафете-диалогу, в которой даже название имеет значение.
…Можно ли влюбиться в беспредметность? По большому счету мы влюбляемся в кого-то или во что-то не за внешние данные, а за совпадение в энергетике. У настоящих произведений современного искусства энергетика зашкаливает, заряжает, подпитывает, и не влюбиться в них просто невозможно.

Выставка «Запорожье — родной край. Творческие дуэты» открыта в Выставочном зале Союза художников (в малом зале) до 7 апреля. Работает также выставка произведений запорожских художников, посвященных Тарасу Шевченко. Вход свободный.
Адрес Выставочного зала: б. Центральный, 3 (остановка транспорта «Площадь Фестивальная». Время работы: с 10.00 до 16.00. Выходные: суббота, воскресенье. Телефон для справок 233-34-97.

Запорожский художник процитировал Малевича

Комментарии читателей