Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Культура
Концерт приравнивается к смене в шахте
Поделиться

Виртуозы Запорожского симфонического оркестра играют даже на пистолете и пишущей машинке
Первый концерт Запорожского академического симфонического оркестра областной филармонии состоялся в 1957 году, в день Великой Октябрьской революции, 7 ноября. Сегодня оркестр очень популярен. При нынешнем главном дирижере Вячеславе Реде ходить на концерты симфонического стало модно – он отменил абонементы, добровольно­принудительно распространявшиеся на предприятиях, по которым мало  кто приходил  в филармонию, и начал приглашать известных музыкантов

ЗАПОРОЖЬЕ
 

В оркестре работает около восьмидесяти музыкантов в возрасте от 25 до 70 лет. Накануне юбилея «Индустриалка» поинтересовалась у Вячеслава Реди: как музыканты отпразднуют 55­летие оркестра?

­ Двухчасовым концертом, ­ отвечает Вячеслав Васильевич. ­ 55 лет – для оркестра целая эпоха. И на концерте хотелось бы показать в хронологии, чем мы занимались со дня основания. Музыканты вспоминают, что сезон всегда открывался увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, ведь Концертный зал носит его имя. Есть какие­то вехи – наши пластинки, записи, диски, и эта музыка тоже прозвучит в концерте.

Во втором отделении мы предложим публике популярную классику, музыку кино, эстрадно­симфонические миниатюры. И это не заискивание с публикой, а веяние времени. Исполним премьерные сочинения запорожских композиторов – Натальи Боевой и Дмитрия Савенко. Отмечу, что в оркестре много талантливых музыкантов, и мы хотим показать, что они настоящие мастера своего дела.

­ Устраиваете ли какой­то праздник для себя, застолье?

Знаете, мы об этом как­то не думали, все силы брошены на концерт.

­ 4 ноября в филармонии прошел первый концерт после частичной реконструкции здания, зрители жаловались на холод. А вам не холодно репетировать?

­ На сцене работают обогреватели, так что нам тепло. Помню, однажды, чтобы не срывать концерт, пришлось выступать при тринадцати градусах.

Рады, что мы уже на сцене. Во время реконструкции репетировали в фойе и работали на выездах.

­ И в каком районе самая хорошая концертная площадка?

­ Во Дворце культуры «Хортицкий» хороший зал с большой сценой, но там нужно использовать микрофоны для усиления звука. Во Дворцах культуры «Днепроспецсталь» и «Запорожтрансформатор» без микрофонов работать просто невозможно. В «Магара» зал замечательный, хорошая акустика, нас там очень тепло принимали.

Кстати, в Осипенковском микрорайоне многие зрители говорили, что впервые услышали симфонический оркестр. Считаю, что город должен подумать о возобновлении традиции парковых концертов, потому что не все могут позволить себе купить билет за 50­70 грн.

­ Летом у вас были гастроли?

­ Нет. Но в сентябре я открывал сезон в Национальном оперном театре Белграда (Сербия) в качестве гостевого дирижера. К слову, в этот день была очень активная Луна, все были заинтригованы предсказаниями экстрасенсов о якобы предстоящем «конце света». И когда в зале на несколько секунд погас свет, был небольшой шок. Тем не менее музыканты не прекращали играть.

­ Где труднее работать музыкантом – у нас или в Сербии?

­ Легкой работы нет, она везде одинакова. А жить немного легче в Сербии. К примеру, на расходные материалы для оркестра (канифоль, струны, трости и другие расходные материалы), без которых не обойтись, в театре выделяется 200 тыс. евро в год, а у нас практически ничего. Зарплата сербских музыкантов – 600-­800 евро.

Если сравнить зарплату наших музыкантов сейчас и, к примеру, лет 25 назад – когда было легче на нее выжить?

­ В советское время зарплата была 250­300 рублей (для сравнения, инженер получал 120­180 рублей). Нынешняя зарплата не­ большая. А ведь профессия музыканта очень сложная и труд должен хорошо оплачиваться. Музыкой занимаются с раннего детства, а еще нужен талант. Представьте работу мозга музыканта – у него двигаются пальцы, он должен слушать соседа, смотреть в ноты и на дирижера, правильно интонировать, играть ритмично, считать паузы.

А легко ли играть несколько часов, например, на скрипке, контрабасе или духовом инструменте? Концерт приравнивается к смене в шахте! Поэтому все оркестры мира репетируют не более четырех часов в день. В западных оркестрах с музыкантами работает целая команда медиков и психологов.

Я благодарен облгосадминистрации и облсовету, что нам доплачивают 50 процентов к зарплате из областного бюджета. Это спасает!

А к нашему юбилею облгосадминистрация выделила 100 тысяч гривен на приобретение новых музыкальных инструментов, которые нам собираются вручить на праздничном концерте.

­ Как восстанавливаете силы после работы?

­ Люблю выезжать на природу. И стараюсь хотя бы два раза в неделю ходить в бассейн.

­ В арсенале вашего оркестра есть и печатная машинка, а на одном из летних концертов вы поразили зрителей, выстрелив из пистолета. Он, конечно, не настоящий?

­ Пистолет стартовый. У Иоганна Штрауса есть полька под названием «На охоте», где в конце партитуры написано, что дирижер стреляет из пистолета. Когда стреляю, задремавшие пугаются – шучу, конечно.

«Пьесу для пишущей машинки с оркестром» написал Лерой Андерсон, это музыкальная шутка. Один из наших концертов, «Музыканты улыбаются», был полностью построен на музыкальных шутках. В Вене каждый год в рождественском концерте играют сочинения династии Штраусов (отца и сына), и музыканты «чудят, как могут». Концерты никогда не повторяются, билеты проданы на год вперед.

­ На концертах вы всегда выглядите очень импозантно в смокинге с галстуком­бабочкой. Ходите в такой одежде на какие­либо другие мероприятия?

­ Нет, только к завтраку выхожу во фраке (шутка). Разве что на телевидении, а в жизни предпочитаю повседневную удобную одежду.

­ Смотрите ли песенные шоу?

Нет. Иногда смотрю «Евро­видение», потому что это действительно шоу! Но живое исполнение музыки ничто не заменит.

БЫЛО

 

Вспоминает Сергей Дудкин,

главный дирижер оркестра

с 1971 по 1985 год:

­ Первым главным дирижером оркестра
был его основатель Юрий Луцив, он живет во Львове.
Затем Авет Абкарян, Феликс Комлев, потом ваш покорный слуга. Коренной ленинградец, я работал в Днепропетровске,
Куйбышеве, Самаре. В Запорожье меня позвал второй дирижер симфонического оркестра Владимир Данилов,
с которым я учился в Ленинградской консерватории.

Существовавшая раньше плановость в концертной жизни страны –
это было величайшее благо. Нам присылали концертный план,
и мы выбирали себе самых знаменитых гастролеров!
Билеты были очень дешевые, существовала дотация.
Да и мы много гастролировали. За рубежом ­ нет,
тогда существовал «железный занавес», а по СССР поездили.

В мою бытность самым сложным для оркестра стал «бездомный»
период, когда в 70­е полтора года шел ремонт Концертного
зала имени Глинки и мы базировались
во Дворце культуры «Титан». Представляете, что это такое?
На «отлете», трудно подъехать, трудно подойти,
по сравнению с Концертным залом имени Глинки.

Концерт Запорожского академического симфонического оркестра в честь его 55­летия состоится в КЗ имени Глинки 
16 ноября, начало в 18.00. Билеты от 40 до 70 грн.
Телефон кассы 236­44­67.


Комментарии читателей