Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Культура
Войнович привык, что его всю жизнь ЗАПРЕЩАЛИ
Поделиться

Российский телеканал «Культура» отказался показывать фильм о писателе, который снимали в Запорожье
Войнович привык, что его всю жизнь ЗАПРЕЩАЛИ

Число выдающихся культурных и общественных деятелей, покинувших Советский Союз с 1970 по 1988 год, составило около 50 тысяч человек. Эмигрировала целая плеяда известных музыкантов и представителей балетного искусства: Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Максим Шостакович, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев. В диссидентском движении принимали участие известные писатели Александр Солженицын, Василий Аксенов, Александр Галич, Лев Копелев, Виктор Некрасов, Андрей Синявский. Владимир Войнович в 1980 году был выслан из СССР, а в 1981 году — лишен советского гражданства (в 1990 году возвращено указом Горбачева)
Аэропорт, Днепрогэс, проспект Металлургов и район Анголенко, встреча в киноклубе «Восхождение», алюминиевый комбинат, Первомайское кладбище, проспект Ленина, Хортица и вид строящихся мостов — из 40 минут фильма «Владимир Войнович. Остаться собой» о прошлом писателя половина посвящена городу его детства и юности Запорожью, вторая — Самарской области и немецкому Мюнхену, где он жил, соответственно, в эвакуации и в вынужденной эмиграции
Запорожские кадры, на мой взгляд, получились очень теплыми и душевными. Владимир Войнович вспоминает о бабушке, похороненной на Первомайском кладбище. Показывает дом на проспекте Ленина в районе площади Поляка, в строительстве которого участвовал (если стоять лицом к Днепрогэсу, то дом находится справа от фонтана). Восхищается котятами и пьющими из пипетки домашними мышками, которых продают у Центрального рынка. Говорит, что базар уже не такой, раньше поменьше был, и вспоминает, как приходил сюда за дорогим коммерческим хлебом, который можно было купить без карточек.
«Владимир Войнович. Остаться собой» планировали показать в день 80–летия писателя по российскому государственному телеканалу «Культура». Но фильм, заказанный самим каналом, демонстрировать отказались. Почему — загадка для режиссера–документалиста Валерия Балаяна, которую пытались отгадать запорожцы на встрече с ним и просмотре фильма в киноклубе «Восхождение».
Зрители гадали – возможно, дело в показанной нищете российской глубинки или во фразе Войновича: «Я хотел бы быть похороненным в России, но чтобы Россия была немного другой, чем есть»?
– Съемки киноленты начались в конце мая в Запорожье, мы пробыли здесь с Владимиром Николаевичем около трех дней, побывали во всех местах, связанных с его ранним детством и юностью, – поделился с «Индустриалкой» Валерий Балаян. – Его жизнь тесно связана с Запорожьем, здесь живут его родственники. И важно, что старт фильма был именно в этом городе, у Войновича возникли трогательные воспоминания. И один из первых публичных показов фильма сделали в Запорожье. К сожалению, Владимир Николаевич не смог приехать, хотя и хотел. Сейчас он находится на Кипре, работает над новым романом.
– Какой факт из жизни Войновича вас больше всего поразил?
– Не могу сказать, что какой–то один момент поразил. Скорее, общая позиция человека, который не сгибается перед обстоятельствами. Он был последовательно бескомпромиссен и отстаивал право жить, как он хочет, поэтому и фильм так называется.
– Почему телеканал «Культура» не стал показывать фильм?
– От фильма отказались, не объяснив причину. Слышал от разных людей, что он не устроил по политическим причинам. Что это значит – не понимаю, потому что с моей точки зрения фильм вполне безобидный. В день 80–летия Владимира Войновича, 26 сентября, чтобы закрыть дыру в эфире, поставили какой–то фильм о нем более чем десятилетней давности. Современный российский эфир не выносит того, что человек сказал что–то негативное о КГБ, хотя это советский КГБ. Причем сначала знакомые, работающие на канале, рассказывали, что фильм проходит.
Лента сделана в жанре юбилейной, это классический телевизионный фильм–портрет. Делал его под формат телеканала, с которым сотрудничал 12 лет, и современности не касался, понимая, что острота вызовет полную непроходимость. Отказ стал для меня полным «сюрпризом».
Я полнейшим образом описал всю историю на сайте grani.ru, чем сжег все мосты с каналом «Культура» и с российским телевидением, это была последняя площадка, на которой я работал. Но сделал только после того, как стало понятно, что никакого компромисса не будет.
Подсчитал, что с 2004 года не увидели эфира 15 моих фильмов. Завинчивание гаек совпадает со вторым сроком Путина. Всего у меня около 60 фильмов. С 1986 года, когда начал свой путь, и до 2004–го у меня запретили только один фильм, лично Чубайс – «Приватизация. Как это было на самом деле».
– На чьи деньги снимали кино о Войновиче?
– Это печальная история. Фильм финансировала кинопродюсер Мира Тодоровская (студия «Мирабель»), опираясь на то, что был договор с телеканалом «Культура». Она тратила деньги своего супруга Петра Тодоровского, заработанные на игровом кино. А в результате ее по–бандитски кинули. Потому что если есть договор, не принять фильм…
Я был готов внести поправки, но официально замечаний от канала не было. Неофициально же было много сказано…
Сказали, что фильм не устраивает. И предложили его купить за полцены. Мира Тодоровская схватилась за сердце: «Да я вам лучше подарю». На следующий день ей ответили, что не могут принять дар, мол, нет такой статьи, но готовы купить за 500 рублей. Обошелся же этот фильм в 650 тысяч рублей.
– Где планируете его показывать?
– Уже показали на кабельном российском телеканале «Дождь»,  выложили в Интернет. Фильм переводят на немецкий язык, его будут показывать в Германии. Там есть заинтересованные люди. 12 декабря его покажут в Нью–Йорке. Вообще, ряд людей и фестивалей хотят видеть этот фильм.
К слову, на предложение мецената киноклуба «Восхождение», генерального директора корпорации «Керамист» Дмитрия Зусмановича показать фильм по нашим телеканалам, Валерий Балаян ответил:
– Готов предоставить право некоммерческого показа запорожским телеканалам, которые захотят его продемонстрировать.
РОДСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
– Фильм понравился – передает характер Владимира Николаевича, – поделилась племянница Владимира Войновича Елена Шкляревская (ее можно увидеть с дядей на запорожских кадрах), которая работает в «Индустриалке» корректором. – Такой спокойный и добрый, как сам Войнович.
Во время съемок мы были рядом с дядей. Общались и даже не обращали внимания, что Балаян снимает. Кино получилось домашним и совершенно безобидным. Почему его запретили, мне непонятно. Этого и сам Войнович не знает, мы говорили на эту тему. К запрету на показ он отнесся спокойно. Сказал – привык, что его всю жизнь запрещали.


Комментарии читателей