Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Культура
«Схватил руками горячий металл и снял его с кабеля»
Поделиться

В запорожской галерее можно увидеть картины на медных пластинах, которые художник рисует в печи
ЗАПОРОЖЬЕ

«Схватил руками горячий металл и снял его с кабеля»45 панно в редкой технике эмали запорожский художник Степан Марчук показывает на выставке в арт­галерее «Скрижаль». Выставку он посвятил Старому Новому году и Рождеству ­ за обилие колоритных «вертепных» работ с выгнутыми из металла разноцветными фигурками ряженых. И действительно — его необычные, очень профессиональные произведения декоративно­прикладного искусства создают позитивное настроение.

­ В Запорожье эмалью больше никто не занимается, ­ рассказывает «Индустриалке» эмальер Степан Марчук. ­ Я делаю горячую эмаль на металле. Техника очень сложная. Здесь надо знать и химию, и технологию. Работаю с медью. Пробовал и на черном металле, но это еще сложнее. Существует несколько видов эмалей: перегородчатые, художественные, ювелирные… У меня есть разные эмали, нет только ювелирных — это небольшие брошки, украшения.

Эмаль — это краска на основе высококачественного стекла с добавлением окислов металла, ее выпускают в России. Краска продается в твердом виде, пластинками, ее надо разбить в пыль, затем разбавить водой. Потом наносят на металл и обжигают в печи.

­ Живописец рисует кистью. А вы?

­ У меня тоже есть кисточка — металлический крючок. И когда краски расплавляются, в этот момент и делаешь рисунок непосредственно в печи (заранее я наношу краску приблизительно). Если эмаль вынуть из печи, она сразу остывает. Поэтому если хочешь что­то сделать, надо работать непосредственно в муфельной печи, а температура там 800 градусов Цельсия.

­ Сколько времени нужно на создание одной работы?

­ Неделя уходит. Самые трудоемкие работы — объемные, потому что фигурки еще надо и вырезать, прикрепить.

На сам обжиг уходит не много времени, до пяти минут. Но можно делать и пять, и шесть обжигов, добавляя эмаль. Невозможно сделатьвсе сразу. Бывает, чуть­чуть передержал ­ и эмаль изменила цвет, получился не тот, который нужно, и надо ее перекрашивать, переделывать. Есть такие эмали, которые совершенно меняют цвет при более высокой температуре.

­ Это, наверное, довольно опасное искусство для глаз, для рук художника?

­ И на зрение влияет, и на дыхание, потому что медь дает испарения. А однажды делал большую работу, она сорвалась,когда вынимал ее из печи, и упала на электрокабель! Я в шоке! Боялся, что может замкнуть электричество, схватил руками горячий металл и снял его с кабеля. Ну, ничего, обошлось. Пальцы обжег полностью, но очень легко все сошло. Наверное, потому, что был в каком­то таком напряжении. На выставке этой работы нет.

­ Создаете картины в очках и респираторе?

­ Нет, так как есть работаю.

­ Сколько лет занимаетесь эмалями?

­ Давно. С 1977 года участвовал с эмалями в республиканских выставках. К слову, до того времени на выставках эмали не показывали, я первый выставил их в Украине. И сейчас в стране до двадцати­тридцати эмальеров, не больше.

­ Почему выбрали эту технику?

­ Закончил училище прикладного искусства в городе Вижнице Черновицкой области, изучал художественную обработку металлов. В 1969 году приехал в Запорожье по направлению, работал на заводе «Сувенир», где и начал заниматься эмалью.

­ А откуда вы родом?

­ Из села Рудники Снятынского района Ивано­Франковской области. К слову, старое название Ивано­Франковска — Станислав, поэтому так и называется один из городских пейзажей выставки.

­ И на панно с ряжеными вас, наверное, вдохновили детские воспоминания?

­ Да, помню, 14 январяходили такие ряженые, пели щедривки. И до сих пор ходят в моем родном селе.

­ Как возникают сюжеты ваших произведений?

­ Как обычно у всех художников ­ сидишь, думаешь, что­то в голову придет и начинаешь работать.

­ Например, работа «Воспоминания о Кандинском», как появилась?

­ Захотелось сделать абстрактную работу, а мне нравятся картины Кандинского. Здесь я старался передать свои чувства.

­ Вам больше нравится делать абстрактные работы или сюжетные?

­ Знаете, когда делаю сюжетные работы, потом переключаюсь на абстрактные, но я их не много делаю. Они помогают переключиться на другую тему.

­ Есть любимая тема?

­ Все любимые, а особенно — историческая тема.

­ Сколько стоят ваши работы на выставке?

­ От 10 до 20 грн. за квадратный сантиметр.

­ У вас есть ученики?

­ Нет, и пока в ученики никто не просится. Может быть, после выставки кто­то попросится?

ПРИХОДИТЕ

Выставка эмалейСтепана Марчука открытав арт­галерее «Скрижаль» около месяца.

Время работы:
с 10.00 до 18.00. Выходные: воскресенье, понедельник.

Адрес: Северное шоссе, 3 (ост. «ДК имени Кирова»,
по правую руку от памятника Сталевару).

Вход свободный.  Телефон для справок 236­98­36.

КОМПЕТЕНТНО

Алевтина Медведева,
главный хранитель Запорожского областного художественного музея, одна из первых посетителей выставки Степана Марчука:

­ Такой диапазон цвета! Он стал шире, чем раньше. А в эмали это сложно, поскольку температура на каждый вид, цвет эмали разная.

У Степана Марчука стало больше абстракций. Они отталкиваются от реальных впечатлений, их всегда видно. И это здорово, потому что благодаря этому работа остается живой, она трогает, она теплая.

Вообще, уровень работ высокий, Степан Марчук великолепно владеет эмалью. Советую прийти посмотреть эту выставку всем запорожцам и гостям города.

Работать быстро и удобно дает возможность аренда выделенного сервера. Главный плюс для вас — независимость ваших ресурсов от других пользователей хостинг-провайдера.


Комментарии читателей


Похожие новости
Футбол без мяча и ворот
07:15, 23 ноября 2012
430