Индустриалка - новости Запорожья

Запорожье, Интервью, Культура, Фоторепортаж
365 портретов неизвестных прохожих: необычный годовой фотомарафон запорожца
Поделиться

Запорожский фотограф Роман Живица в мае 2017 года начал необычный фотомарафон — 365 портретов неизвестных прохожих

Роман Живица с мая 2017-го года воплощает в жизнь свою необычную идею – сделать 365 портретов (преимущественно незнакомых людей) на каждый день года. Чтобы закончить начатый фотомарафон, ему осталось сделать меньше 20 портретов. О реализации своей идеи и проделанном пути Роман рассказал «Индустриалке».фотограф Роман Живица

— Как все начиналось и почему ты начал заниматься фотографией?

— Если брать вообще интерес к фотографии, то, наверное, все началось в годах так 2009/2010. Тогда это были обычные фото на телефон. Первая более профессиональная камера появилась у меня осенью 2013 года. Можно сказать, что к фотографии я пришёл через покупку фотокамеры. Дело в том, что я уже давно занимаюсь паркуром и изначально моим первым порывом было купить какую-нибудь технику, чтобы снимать видео на тренировках. Но потом меня заинтересовала фотография. Мне стало интересно строить разного рода изображения, стала интересна композиция, но до портретов было еще очень далеко. В начале мне было интереснее поймать какую-то геометрию, отраженную в городе.

— Использовал ли ты какие-то материалы, книги, лекции по фотографии?

— Конечно, ведь никакой базы, по типу художественной школы, у меня не было. Поэтому, как только стал более серьёзно интересоваться фото, начал и книги читать, и различные записи мастер-классов смотреть, видеоуроки.

— Фотография — это хобби или профессия?

— Я бы сказал, что это профессиональное хобби. К слову, я не зарабатываю на фотографии.фотомарафон

— А как же фотосессии, ведь это сейчас популярно и прибыльно?

— Мне пишут люди с предложениями сделать фотосессии, но чаще всего я отказываюсь. Так профессионально сложилось, что делать коммерческие фотосеты в Украине чаще всего не интересно. Если я нахожу для себя интерес в человеке (необычная внешность, род деятельности), то это одно дело, а просто отрабатывать коммерческий заказ — это скучно.

— Кроме портрета, в каких еще жанрах работаешь и какой из них любимый?

— Стрит-фотография. Мне всегда нравилось снимать живые ситуации на улице, спонтанно и никого ни о чем не спрашивая. Грешил таким и в ходе годового челленджа, когда болел или была плохая погода. Я не всегда заговаривал с людьми, а фотографировал их внезапно и на ходу. Это с натяжкой можно назвать портретом, но были и такие дни.

— Вот мы и добрались до фотомарафона. Расскажи, как и почему возникла идея сделать 365 портретов на каждый день года?

— Так как моя основная работа с фотографией вообще никак не связана, я решил, что мне нужен регулярный стимул делать фото и не забрасывать это на долгое время. Когда-то мне попадались короткие челленджи на несколько дней, которые и подтолкнули меня придумать себе ежедневное задание.фотомарафон

Подобный годовой фотомарафон я не встречал

— Как-то я нашёл несколько людей, которые действовали по подобной схеме, но полностью законченную галерею я так нигде и не встретил. Только однажды видел фотографа, кажется, он планировал сделать 200 портретов. Но его подход был более масштабным: он ходил с несколькими источниками света, находил человека, общался с ним, брал целое интервью, потом расставлял свои вспышки и делал фотосет. Но это было не каждый день и длился проект около двух лет.

— Почему именно портреты? Были другие идеи?

— Я выбрал портрет, потому что у меня их было не так много, и было интересно в этом направлении развиваться; плюс здесь много социальных элементов, таких как навыки общения с людьми, убеждения, принятия быстрого решения. Бывает так, что, замечая интересного человека, у тебя уходит какое-то время, чтобы понять показалось тебе или не показалось, что он интересный, а за это время он уже куда-то ушёл, и нужно его догонять. В общем, есть над чем подумать, и есть чему поучиться.

Цветной фотомарафон

— Еще из идей были варианты привязки к какому-то цвету. Например, можно было бы делать снимки, в которых основной акцент, либо преобладающий цвет — синий или оттенки синего. Или можно было делать акцент на каком-то предмете, стрит-фотографии, либо что-то связанное с архитектурой.фотомарафон

— Как в основном реагируют люди на предложение их сфотографировать?

— У меня процент отказов достаточно невысокий. Если смотреть интервью стрит-фотографов прямого контакта, которые сначала заговаривают с людьми и только потом фотографируют, то они говорят, что отказывается абсолютное большинство людей. У меня это, наверное, приблизительно в соотношении 60 на 40, где 60 — это позитивный ответ. При этом иногда 7-8 дней подряд все люди с первого раза соглашаются, а потом за один день 4-5 человек отказываются.

— Приходится ли уговаривать людей на фото?

— Все зависит от человека. Есть люди, которые категорично отказываются, не задавая никаких вопросов. Скорее всего, они изначально настроены на то, что незнакомец хочет получить от них какую-то выгоду или на что-то развести. Многие шарахаются, стараются в глаза не смотреть, быстро уходят и даже ничего не отвечают. Это всегда странно, но насильно я никого не заставляю.

— Какие необычные / интересные / смешные ситуации случались за прошедший год?

— Очень много было интересных цепных реакций. Где-то к середине проекта я стал подключать знакомых и близких людей, потому что ежедневный поиск очень утомляет. Кстати, изначально я не ставил условие, что это должны быть только незнакомые люди — главное, чтобы они не повторялись.

Во Львове мне угрожал испанец

— Была ситуация во Львове. Я сфотографировал девочку, доброжелательная такая, согласилась сразу. А потом мне 2 дня писал и отправлял голосовые сообщения ее парень, испанец какой-то. Угрожал, говорил, что кроме него никто не имеет права с ней разговаривать.

Бездомный фотограф

— Еще была одна невесёлая ситуация, но запомнилась. Общался с бездомным стариком, он, оказалось, давно еще увлекался фотографией. Поговорили немного о пленках и старых фотоаппаратах. Сфотографировал его, подкинул денег и пошел дальше, а он поставил свой мешок и продолжил дальше рыться в мусорных баках.фотомарафон

— Условие фотомарафона «преимущественно незнакомые люди» сохранилось в ходе проекта?

— Да, так и осталось, это абсолютное большинство. Мне интересно в конце подбить статистику и посчитать:

  • сколько людей сфотографировал просто подойдя на улице
  • сколько людей нашел в соцсетях
  • сколько людей мне посоветовали те, кого я уже сфотографировал
  • сколько людей я фотографировал стритово, не спрашивая разрешения (таких случаев меньшинство — около 20-30)

— А как насчет локации, это имеет значение?

— Обычно, где я нахожусь — там и делаю. Конечно, играет роль время суток, потому что не столько важно окружение, сколько важен свет. Когда акцент идет на человека, то окружение тоже важно: оно дает цветовую окраску, цветовые рефлексы, но основное – это свет.

— Если весь день очень плохая погода, все равно идешь делать фото?

— Да. И с температурой 38 тоже делал. Даже если сегодня сделал больше, чем один портрет, то все равно завтра нужно сделать новый.

— Кроме Украины где-то еще делал портреты людей?

— Да. Портреты на протяжении моего челленджа сделаны в 8 странах (Украина, Польша, Италия, Франция, Германия, Венгрия, Россия, Турция) и приблизительно в 20-22 городах.

— Что изменилось с момента твоего первого портрета?

Я изменил отношение к камере и дисциплине

— Всё поменялось. Процентов шестьдесят изменений произошли за первые два месяца. У меня изменилось отношение к моей камере (на тот момент она была у меня уже 4 года). Когда ты носишь ее с собой каждый день, то привыкаешь и начинаешь ее по-другому воспринимать. Также многое поменялось в плане самодисциплины, ведь независимо от происходящего (работы, погоды, здоровья), все равно идёшь и делаешь. Фотомарафон изменил и мои навыки — работа со светом, внимательность к деталям, восприимчивость в плане цветов. Сейчас я смотрю на старые фотографии, и очень многое мне не нравится, замечаю то, чего раньше не видел.

— Были моменты, когда хотелось забросить начатое?

— Были. Мне кажется, тут очень важную роль сыграл самый первый день и первый портрет. Если бы он получился не таким, то я, скорее всего, забросил бы все вначале, но день удался и запомнился. А с момента, когда публично огласил о проекте, уже появилась некая ответственность.фотомарафон

— Доволен ли ты своими фотографиями?

— Наверное, 50 на 50. Надо все-таки сохранять какой-то объективный уровень критики, иначе не будет развития.

— Последняя 365-я фотография и что дальше?

— Во-первых, залью фото в свою галерею, оповещу об этом в соцсетях. В перспективе, может быть, я сделаю какую-то небольшую выставку, напечатаю пару фотокниг. Не уверен, что буду это делать, ведь работы очень разные, и кроме моей личной идеи — их больше ничего не связывает.

 — Уже скоро ты завершишь свой годовой фотомарафон. Есть ли у тебя задумки для новых челленджей?

— Да. Есть идеи более осмысленных, повествовательных проектов, несущих мысль. Имеется в виду раскрытие какой-то идеи посредством фотографии или серии фотографии.

— Что для тебя было бы наибольшим успехом в сфере фотографии?

— Раньше казалось, что максимальным успехом для меня было бы попасть в число фотографов агентства «Magnum Photos», но в последнее время вообще об этом не задумывался и не стремлюсь к этому. Цель, наверное, в самом процессе, какой-то финальной точки я не вижу.

Итоговый блиц

— Продолжи предложение: «Лучший(ые) фотограф(ы) это…»

— Хельмут Ньютон, Петер Линдберг и Ричард Аведон.

Лучшее фото — это фото, которое сделано …

— Осознанно.

Автор: Ирина Крамаренко

Фото: Роман Живица

Читайте также: Запорожские фотографы видят природу третьим глазом


Комментарии читателей