Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Главные
Соленая смерть
Поделиться

Молочный лиман медленно погибает
Соленая смерть

В конце косы Пересыпь появилась тяжелая техника, которая проложит дорогу до села Степановка–1. По ней грузовики повезут гранит, из которого будут выложены две буны – поперечные дамбы, выдвинутые от берега в сторону моря. Их задача – защитить от заноса песком канал между Азовским морем и Молочным лиманом, который на сегодня прекратил свое существование.
– Недавно вместе с заместителем объезжали Молочный лиман. Спустились возле Мордвиновки и выехали в Кирилловке, причем ехали по дну, поскольку вода отошла от берега в среднем на 500 метров, – рассказал директор Приазовского национального природного парка (ПНПП) Олег Елисеев. – Пустуют и постепенно разрушаются детские лагеря, расположенные вдоль лимана, страдает его флора и фауна. Картина просто ужасающая!
– Кроме уменьшения площади водного зеркала, Молочный лиман измельчал и, что самое опасное, резко повысился уровень солености, – добавила начальник научного отдела Наталья Барабоха. – Когда стабильно работал канал, она была до 25 промилле, год назад – 35–45, а в этом году – до 90 промилле! Это говорит о серьезных изменениях экологической обстановки в гидрологическом заказнике. Естественно, лиман не может в полном объеме выполнять функцию нерестилища промысловых видов рыб и водно–болотного угодья международного значения – места обитания многих видов птиц. Чтобы водоем существовал, необходимо наладить постоянное соединение с Азовским морем – это сейчас главная задача и для ученых, и для общественности, и для власти.
Собственно, для этого Приазовский национальный природный парк заказал проект строительства канала между морем и лиманом. Работали над ним специализированные организации – «Укррыбпроект» и  «Укрречтранспроект». Итогом стали два альтернативных способа решения проблемы: углубление промоины, существующей в конце косы Пересыпь, или перенос ее на старое место – в район Степановской косы. И если поначалу приоритетным был второй вариант, то сейчас стал первый.
– Профильное министерство определило, что лучше тот проект, который предусматривает выполнение работ на косе Пересыпь, – уточнил директор ПНПП Олег Елисеев. – Решить вопрос нового строительства на землях природно–заповедного фонда сложно, а так выходит, что нужно восстановить уже существующий канал. Он должен получиться шириной 100 метров, глубиной – два. Защищать его от заноса песком будут две буны, которые уйдут в море примерно на 150 метров. Строительство обойдется ориентировочно в 40 миллионов гривен.
Естественно, без выделения денег спасти Молочный лиман не получится, но администрация парка надеется, что при формировании государственного бюджета 2013 года о гидрологическом заказнике не забудут. Пока же на косе Пересыпь обустраивают дорогу к Степановке–1. На это парк получил почти 1 млн. гривен. Подрядчику – ООО «Приазовский Райагрострой» –предстоит привести в порядок 6–километровый участок (либо подсыпать бутом, либо уложить плитами) и выполнить разворотную площадку. 
Рядом со стройкой без дела стоит техника ООО «Сыны моря – Мотор Сич», которому до появления нацпарка принадлежали охранные обязательства по Молочному лиману. Предпри–ятие, которое не раз заявляло о намерениях добиться восстановления промоины за счет частных инвестиций, как и государство, пока их не реализовало. Хочется верить, что произойдет это до того, как гидрологический заказник исчезнет с лица земли.

СПРАВКА «ИЗ»
До XV века Молочный лиман был заливом Азовского моря. Затем пролив, соединяющий лиман с морем, закрылся, и Молочный лиман стал озером. В 1943 году водоем был соединён с Азовским морем искусственным проливом. Это стабилизировало гидрохимические показатели, в частности, солёность воды. Именно в эти годы отмечалось максимальное видовое разнообразие рыб в лимане. С 1974 года пролив, соединяющий лиман с морем, работает нерегулярно.


Комментарии читателей