Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

День за днем
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Поделиться

Гениальному человеку и генеральному конструктору Александру Ивченко, основателю Запорожского машиностроительного конструктоского бюро «Прогресс», в субботу, 23 ноября, исполняется 110 лет

Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение

Сегодня по случаю этой даты возле памятника Александру Ивченко, он установлен перед зданием его КБ «Ивченко-Прогресс», состоялся митинг.

Выступали председатель Запорожского областного совета Виктор Межейко, мэр Запорожья Александр Син, нынешний генеральный конструктор КБ «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко, дочь Александра Георгиевича Наталья Ивченко, коллеги генерального конструктора, которым посчастливилось работать с ним. Все они отмечали, что Запорожью повезло — именно в нашем городе жил и работал человек, авиационные двигатели котрого принесли Запорожью мировую славу.

— Александр Георгиевич Ивченко, знаете, гениальный человек! — сказал в интервью журналистам генеральный конструктор «Ивчеко-Прогресс» Игорь Кравченко. — Гениальность его состоит в том, что он создал такую фирму, как «Прогресс», и разработал стратегию ее развития. И самое главное — сумел воспитать талантливых учеников, которые его идеи продолжают развивать и воплощать в жизнь, создавая новые двигатели мирового уровня. И даже лучшие в мире.

— Игорь Федорович, что можно сказать о перспективах КБ «Ивченко-Прогресс»?

— Сейчас мы выполняем ряд проектов. Это, прежде всего, двигатель для самолета АН-70 — самый экономичный в мире двигатель, который на 5-7 лет опережает все лучшие разработки зарубежных фирм. Это целое семейство вертолетных двигателей. Двигатели для военной авиации — например, для учебно-тренировочного самолета Як-130. Это модернизация моторов для «Руслана», модернизация двигателей для самого мощного в мире вертолета. Всего более 20 тем мы сейчас ведем.

Мэр Запорожья Александр Син считает, что КБ «Ивченко-Прогресс» — гордость нашего города и страны:

— Потому что это интеллект, который позволяет Запорожью быть флагманом в производстве авиационных двигателей. И та школа, которую создал Александр Георгиевич Ивченко, чье 110-летие мы отмечаем, она работает на опережение — те авиадвигатели, которые созданы в КБ «Ивченко-Прогресс», это лучшие двигатели, которые сегодня производятся в мире.

Александр Син вспомнил эпизод, в котором проявилась настойчивость Александра Ивченко, позволившая сохранить КБ:

— В середине 50-х годов, когда было принято решение о закрытии конструкторского бюро, Александр Георгиевич Ивченко настолько сильно отстаивал свою позицию, что у него кровь пошла из носу. Но в результате КБ было сохранено, правда в несколько усеченном виде. И когда он возвращался домой в поезде, то сказал: «Ничего, кости сохранили — мясо нарастет!» Так оно и случилось. Мясо наросло — конструкторское бюро было сохранено.

— Сегодня мы собрались здесь по случаю 110-й годовщины со дня рождения Александра Георгиевича Ивченко — нашего замечательного земляка, выдающегося конструктора авиационных двигателей, чье имя навсегда вошло в историю мировой авиации — сказал на митинге председатель Запорожского облсовета Виктор Межейко. — Здесь, на славной казацкой земле в Большом Токмаке, родился будущий конструктор «самолетных сердец». Впоследствии, став генеральным конструктором предприятия «Прогресс», он принимал непосредственное участие в создании отечественных вертолетов, а также знаменитых машин Ту-114 и Ил-18. За двигатели к этим самолетам Ивченко был отмечен Государственной премией СССР и Ленинской премией. И сегодня трудовой коллектив ЗМКБ продолжает традиции, заложенные талантливым конструктором, нашим выдающимся земляком — академиком Александром Георгиевичем Ивченко.

Лучшие сотрудники КБ «Ивченко-Прогресс» были награждены Почетными грамотами от городской и обласной власти. Генеральный конструктор Игорь Кравченко был награжден орденом «За заслуги перед Запорожским краем» ІІІ степени.

А дочь Александра Ивченко Наталья Александровна вручила памятные серебряные медали, выпущенные к 110-летию генерального конструктора, тем, кто хорошо знал ее отца и долгие годы работал с ним.

Дмитрий Шилин. Фото автора — «Индустриальное Запорожье»

Биографическая справка (с сайта КБ «Ивченко-Прогресс»)

О жизни и деятельности основателя Запорожского машиностроительного конструкторского бюро “Прогресс” доктора технических наук, лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического труда, академика АН УССР, Генерального конструктора ОКБ Ивченко Александра Георгиевича

Известный советский ученый, создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, Генеральный конструктор Александр Георгиевич Ивченко родился в городе Большой Токмак Запорожской области (бывшей Таврической губернии) 23 ноября 1903 году в семье рабочего. Там он пошел в школу, и там прошли его детство и юность.

Семья у родителей Александра Георгиевича была большая – одиннадцать детей. Отец – Георгий Ефимович работал литейщиком на заводе «Фукс и Клайнер» (после переименованный в «Красный прогресс»). Мать – Елизавета Яковлевна всю свою жизнь посвятила семье и домашнему хозяйству.

Трудовую деятельность Александр Георгиевич начал в 1920 году учеником литейного дела, а затем литейщиком на заводе имени Кирова в городе Большой Токмак.

Высшее техническое образование Александр Георгиевич Ивченко получил в Харьковском механико-машиностроительном институте, окончив факультет «двигателей внутреннего сгорания» в 1935 году.

После окончания института Ивченко работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на Запорожском заводе имени Баранова №29 (теперь ОАО «Мотор Сич»). Затем был переведен в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей вначале в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады.

В 1938 году был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89 мощностью 1500 л.с. Двигатель устанавливался на самолеты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2А). В связи с запуском двигателя М-89 в серийное производство был назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро и в серийном производстве продолжал работы по усовершенствованию этого двигателя.

После эвакуации завода в Сибирь назначается начальником серийного конструкторского бюро завода №29, а затем заместителем главного конструктора.

Большие работы были проведены Александром Георгиевичем по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН, устанавливаемого на самолеты Генерального конструктора Лавочкина — Ла-5 и бомбардировщики Туполева — Ту-2.

В 1945 году Ивченко был назначен — начальником самостоятельного ОКБ завода №478 в городе Запорожье, в 1946 году — главным конструктором завода №478, а в 1963 году — Генеральным конструктором Государственного союзного ОКБ №478.

Опытно-конструкторское бюро при непосредственном участии и под руководством Ивченко за период с 1945 года по 1968 год спроектировало и внедрило в народное хозяйство страны авиационную технику самого высокого технического уровня:

Семейство поршневых самолетных двигателей АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолетов и самолетов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.

Семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.

Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах Ми-1, Ми-6, Ми-10 и др.

Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолета Бе-12.

Первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.

Семейство двигателей наземного назначения:
двигатель АИ-2 для мотопилы “Дружба”,
гоночные двигатели семейства “Сiч” для водномоторного спорта,
двигатель АИ-14РС для аэросаней “Север-2”, Ка-30 и судна на воздушной подушке “Радуга”,
газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
ГТП АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4,
ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41

Отечественные турбовинтовые самолеты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.

За научно-исследовательские работы по созданию авиационных двигателей большого ресурса Ученым Советом ЦИАМа Александру Георгиевичу Ивченко в ноябре 1962 года была присуждена ученая степень доктора технических наук. В июне 1964 года он стал академиком Академии наук УССР.
За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники Ивченко был награжден высокими правительственными наградами:

орденом Трудового Красного Знамени (1944г.);
орденом Красной Звезды (1945г.);
орденом Трудового Красного Знамени (1948г.);
Государственной премией СССР (1948г.);
орденом Трудового Красного Знамени (1957г.);
Ленинской премией (1960г.);
званием Героя Социалистического Труда (1963г.);
орденом Ленина (1966г.).

Александр Георгиевич был крупным ученым-конструктором в области авиационного двигателестроения, создателем целой гаммы оригинальных конструкций отечественных вертолетных и самолетных двигателей; состоял членом Научно-Технического Совета при Государственном Комитете по авиационной технике при Совете Министров СССР, членом Научно-Технического Совета Главного Управления Гражданского Воздушного флота, членом Координационного комитета по авиационной технике; участвовал в рассмотрении Госпроектов, будучи членом постоянной комиссии ГНТК АН УССР по турбинным силовым установкам.

Умер Александр Георгиевич Ивченко 1 июля 1968 года.

Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Начало митинга
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Выступает генеральный конструктор КБ «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
На митинге работники КБ «Ивченко-Прогресс»
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Дочь Генерального конструктора Любовь Александровна и ее внучка Лиза
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Это Лиза — самая младшая правнучка Генерального конструктора Александра Ивченко. Она на митинге так замерзла, что начала, бедняжка, зевать.))
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Городской голова Александр Син, председатель облсовета Виктор Межейко и генеральный конструктор КБ «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Возле памятника сфотографировались на память близкие Александра Георгиевича Ивченко
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение
Генеральный конструктор «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко: «Александр Георгиевич Ивченко был гениальным человеком»
Школа, которую создал генеральный конструктор Ивченко, всегда работала на опережение

Генеральный конструктор Александр Ивченко и КБ его имени. «Ничто на Земле не проходит бесследно!»