Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Блог Шилина, День за днем, Солдаты Победы
СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!
Поделиться

Стране требовались 100 тысяч летчиков, и Володя Камышанский по призыву комсомола стал одним из них

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Родом он из города Изюм Харьковской области. В 1926 году пошел в школу. В 1933 закончил семилетку, в Изюме поступил в техникум механизации сельского хозяйства, потом на рабфак. Но объявили комсомольский спецнабор: «Стране требуется 100 тысяч летчиков!» — и Володя поступил в Сталинградское авиационное училище летчиков. Небо стало местом работы на многие годы.

В 1940 году он уже был лейтенантом. Служба на Дальнем Востоке. Потом в Китае. Потом – под Сталинград, город Серафимович. Истребитель И-16.

— Здесь начались мои боевые действия, — вспоминает Владимир Иванович. — На первом боевом вылете я сбил самолет. Но и меня сбили в районе города Калач. Выпрыгнул с парашютом. Пришел в свою часть.

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

1943 год. Первый Прибалтийский фронт. Перед боевым вылетом. Командир эскадрильи Владимир Камышанский (крайний слева) дает летное задание подчиненным

После этого сделал еще три-четыре боевых вылета. Меня снова сбили. В прежнюю свою часть не попал. Вместо этого оказался на пересыльном пункте. Там формировали маршевые роты со всех родов войск, чтобы бросить их под Сталинград.

Но в это время Сталин издал приказ: везде для пополнения авиации искать летчиков – на фронте их не хватало.

Его хотели записать в группу ночных бомбардировщиков По-2. Но он воспротивился: «Я же летчик-истребитель! А буду летать на «кукурузнике»?» Написал рапорт: «Прошу направить меня в штурмовую часть». В августе 43-го старший лейтенант Владимир Камышанский уже стал командиром эскадрильи.

Самолетов не хватало. «Чтобы выполнить задание, с одного аэродрома идешь на другой, там подхватываешь два-три самолета и таким образом собираешь группу и идешь на задание».

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

1943 год. Владимир Камышанский на фронте

Прошу Владимира Ивановича рассказать о нескольких боевых эпизодах. Он вспоминает 1-й Прибалтийский фронт:

— Рано утром, еще до рассвета, мы штурмовали витебский аэродром противника. Вылетели всем полком – тремя эскадрильями. Сделали два захода. Некоторые немецкие истребители взлетели, но боя у нас с ними не было. Потому что над лесом мы выходили на высоте 200 метров. Воздушный бой возможен на высоте минимум 600-800 метров, потому что при пикировании и выходе из него теряется высота 150-180 метров. Так что там мы хорошо отработали и немцев оставили с носом.

Еще эпизод, со сбитым самолетом, был под Невелем и Полоцком в Белоруссии. Там образовался шестикилометровый коридор, по которому наши войска должны были идти в наступление. Так вот по этому коридору мы работали, чтобы его расширить, а немцы – наоборот, чтобы его закрыть. Когда мы отработали, то я увидел немецкий Ю-87, пикирующий бомбардировщик – мы их называли «лапочниками», у этих самолетов в воздухе не убирались шасси. А я был на Ил-2, легком, маневренном штурмовике, одноместном – без воздушного стрелка. Передал своему ведомому, чтобы он прикрыл меня, и ринулся за бомбардировщиком. Расстрелял его из 23-миллиметровой пушки.

— А сколько самолетов вы сбили за время войны?

— Восемь. Каждый из них помню. В 41-м у нас много самолетов настреляли «липовых». Позже для подтверждения результатов боя стали использовать фототехнику – так называемы фотокинопулеметы. При расшифровке отснятой пленки «приписки» можно было легко обнаружить.

Службе в армии, в авиации, Владимир Иванович посвятил всю свою трудовую жизнь, до выхода на пенсию. Но и «на гражданке» он потом работал еще несколько десятилетий.

С полковником авиации в отставке Владимиром Камышанским я разговаривал наканануне его юбилея – 90 лет. Он был подвижен и жизнерадостен. Рассказывая о своей лётной биографии, вспоминает мельчайшие подробности. Секрет его долголетия и доброго здравия в том, что никогда в жизни не курил и до последнего времени занимался пробежками, потом пешими прогулками.

А еще Владимир Иванович обожает летом махнуть на дачу. Там и с грядками управляется, и на рыбалке своих карасей не упустит.

Запорожье. 2009 год

Фото автора и из архива Владимира Камышанского

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Март 2009 года. Владимир Иванович Камышанский — за спиной война и жизнь крылатая

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

После награждения эскадрильи

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

С другом. Память о боевых вылетах

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Его самолет

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Летчики. Просто позируют

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Летчики. Слушают приказ

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

С женой Татьяной

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Одесса. 1950 год

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

С внуками

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

1947 год

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Парадный портрет

СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ. Крылатая жизнь!

Былое…