Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Блог Шилина, День за днем, Солдаты Победы
Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей
Поделиться

10 фактов из жизни Бориса Баженова, который свою карьеру начинал завскладом на заводе, а заканчивал первым зампредом Запорожского облисполкома

10 января 1939 года была образована Запорожская область. Борис Николаевич Баженов прибыл в Запорожье через пять лет, в 1944-м, и всю жизнь отдал работе на благо Запорожского края.

Он рассказал «Индустриалке», как на его глазах и при его участии слагалась наша история.

Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей

2008 год. Борис Николаевич Баженов

1. Почтовый ящик. В Запорожье он приехал в 1944 году со строительным поездом с Урала. Туда в начале войны был эвакуирован завод из Москвы, на котором работал отец Бориса. На Урале они построили авиационный завод, а после освобождения Запорожья приехали сюда восстанавливать нынешний «Мотор Сич» — тогда это был закрытый авиамоторостроительный завод, так называемый почтовый ящик: ПЯ-18.

Борис в 19 лет начинал тут заведующим складом, а потом был мастером на стройплощадке. Строили глушительные боксы, в которых должны были испытывать авиадвигатели. Раньше, без боксов, во время испытаний, весь город слышал гул двигателей и… ругался. Под началом у Бориса Баженова было 500 немцев-военнопленных, которые строили эти боксы. Были, вспоминает Борис Николаевич, и диверсии со стороны военнопленных.

2. Секретарь райкома. После окончания вечернего института на «почтовом ящике» Борис работал ведущим инженером, заместителем начальников двух цехов. А потом его начали «двигать» — как молодого и перспективного. Сначала было предложение стать парторгом ЦК на заводе, но сорвалось, и вскоре его избрали секретарем, а через год и первым секретарем Сталинского райкома партии. В то время Сталинский район Запорожья по территории включал сегодняшние три района — Шевченковский, Жовтневый и Коммунарский. Считай, полгорода!

Первое дело молодого секретаря райкома – центральный городской парк культуры и отдыха. Два года он этим занимался почти ежедневно. А идея такая у него появилась еще когда учился в машиностроительном институте, через дорогу от которого был городской сад. Уютный, но маленький и тесный. «Куда бы его перенести?» — думал студент.

Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей

Первый секретарь райкома партии Борис Баженов выступает на собрании партхозактива моторостроительного завода

3. «Дубовая роща». Это сейчас так называется центральный запорожский парк. А тогда, после войны, тут была действительно роща. Зелени, включая заросли бурьянов, было много, но все росло хаотично. Зато просторно. Вот здесь Баженов и решил разбить парк отдыха.

Надо заметить, что денег ни у кого не было ни копейки! И распределили будущую парковую зону между предприятиями. «Мотор Сич», тогдашний «почтовый ящик», позже моторостроительный завод – построил центральную летнюю эстраду в парке. Кинотеатр строил абразивный завод, фонтаны – трест стройматериалов, мостики над прудами — ремонтно-механический завод, ресторан построил трест «Укрторгстрой».

Кроме того, пришлось из карьера завезти тысячи кубометров щебня, чтобы сделать парковые дороги и дорожки.
Так всем миром парк и построили, и благоустроили. Шикарный получился!

4. Танцплощадка и дерево. Об этом случае, связанном все с той же «Дубовой рощей», Борис Николаевич вспомнил отдельно:

– Когда мы строили в парке танцплощадку, пришлось спилить одно дерево. Так потом председатель горисполкома полгода меня попрекал: мол, дерево загубили! Я это к чему рассказываю? К тому, что тогда из-за одного только дерева резонанс был – ой-е-ей! А сейчас замахнулись — пол-«Дубовой рощи» отдай под спорткомплекс! И ничего…

5. Наводнение. В 58-м году наводнение случилось такое сильное, что вода стояла аж на улице Артема и подходила к проспекту Ленина. Естественно, в этом районе была угроза затопления и «Дубовой рощи», расположенной рядом. А ее только привели в порядок, заасфальтировали все дорожки.

Аврал был полный. На подступах к «Дубовой роще» работали 7 экскаваторов, около 100 машин и даже водолазы. Сооружали дамбу, чтобы вода в парк не попала. Выстояли.

6. Старая часть. Так назывался тогда этот район города, и открытие парка «Дубовая роща» было таким событием, которое «завеселило» район. Раньше старой частью ни горком партии, ни горисполком особо не занимались. Тут даже праздничные демонстрации отдельно от новой части (где памятник Ленину возле Днепрогэса) проводились.

И чтобы «стереть грань», взялись за проспект Ленина, который в старой части все еще был вымощен брусчаткой. Заасфальтировали его от вокзала Запорожье-1 до дамбы – это пять-семь километров будет.

В городском саду тем же способом, что и в «Дубовой роще», привлекая силы и средства промышленных предприятий, построили городской Дворец пионеров. Позже, лет через тридцать, когда в 80-х появился для пионеров новый дворец, старый отдали Театру кукол.

7. Космическое шоссе. Была тут дорога неровная, а по краям такие же склоны настоящих буераков. Когда бы за эту дорогу взялись основательно, трудно сказать, если бы не случился тогда, в начале 60-х, приезд в Запорожье первого секретаря украинского ЦК партии Николая Подгороного. Проехал он по этим колдобинам, а после «врезал» по полной программе первому секретарю обкома Владимиру Скрябину. После этого случая городские власти и взялись приводить в порядок «шоссе».

Нужно было не только дорожное полотно проложить, но и сравнять «под линеечку» крутые высокие склоны вдоль дороги. А чтобы они на дорогу не осыпались и дождями не смывались, их, как плиткой, покрывали «кирпичами» вырезанного в полях за городом дерна.

В один из таких апрельских дней 1961 года, точнее – 12 апреля, Борис Баженов, хоть и был секретарем райкома, орудовал на склоне лопатой. Вдруг подходит к нему кто-то из рабочих и спрашивает: «А вы знаете? В небо запустили космонавта!» — «Да ты что?» — не поверил секретарь. – «Точно говорю – запустили. Космонавта зовут Юрий Гагарин».

После этого на сессии горисполкома Борис Баженов и предложил депутатам название для новой отреставрированной улицы – Космическая. Возражений не было.

Сейчас Борис Николаевич хвалит нынешнего мэра Запорожья Евгения Карташова – за то, что решительно взялся и расширил дорогу на «Космос», а перед тем здесь же реставрировал железнодорожный мост. Работа это была непростая. Но выполнили ее блестяще!

8. Наводнение в Бердянске. Первый раз первым зампредом облисполкома Борис Баженов был в 1963-64 году. Тогда, при Хрущеве, были отдельно промышленные и сельские обкомы партии и облисполкомы. Правда, очень скоро все поняли, что это «чепуха страшная!»

Так вот Баженов, первый зампред по промышленности, оказался в то время в Бердянске, которому грозило затопление. И не только Бердянску, но и близлежащим селам. Если бы начальники — «село» и «город» — взялись командовать всяк по-своему, то Бердянск точно бы затопило. Нужно было производить взрывы, которые бы отвели подступившую к критической отметке воду. Но взрывать – это очень опасно. А другого выхода нет.

И тогда Борис Николаевич взял всю инициативу (вместе с ответственностью) в свои руки. Он собрал милицию и военных. И сказал им: «Будем взрывать! Только потихонечку». Угроза наводнения была снята.

9. Чешское пиво. До 1977 года Борис Баженов 12 лет работал завотделом легкой и пищевой промышленности обкома партии. За это время получил много наград всяких, потому что отрасль была отсталая, а он построил много (ну, не сам, конечно).
Одним из самых крупных объектов был новый пивзавод на Бабурке, построенный на чешском оборудовании. «Братья по соцлагерю» не особенно хотели, чтобы запорожцы построили завод быстро и качественно. Им все-таки выгоднее было возить в Союз свое пиво.

Когда была сделана «коробка» здания, и надо было устанавливать сантехнику, оказалось, что зарубежные партнеры из Чехословакии совсем «забыли» и недопоставили 582 единицы необходимого оборудования. Они тем самым «чуть не угробили» завод. Пришлось Баженову подключать и первого секретаря обкома партии Михаила Всеволожского. Тот звонил нашему послу в Чехословакии. В общем, дело раскрутили. Недопоставленное оборудование получили. И вовремя сдали завод.

10. Жилье. В 80-е годы, когда Борис Баженов работал первым заместителем председателя облисполкома, опекал он, в основном, промышленность, строительство, транспорт, связь, коммунальное хозяйство.

«Строительством мы занимались очень активно, — вспоминает Борис Николаевич. – И у нас было не то, что сейчас: дом ввели – и все скорей бегут на митинг, ленточку перерезать. Мы по области к миллиону квадратных метров жилья, сдаваемого в год, подходили. Ленточки перерезать было просто некогда».

Александр НЕФЕДОВ, председатель Запорожского облсовета:

— Вклад нашего региона в экономическое развитие Украины — без преувеличения, очень весомый. 70 процентов легковых автомобилей, третья часть электроэнергии, что производится в Украине, 17 процентов стали и готового проката, авиадвигатели и трансформаторы — это далеко не полный перечень в зачетной книжке области. (Из интервью Укринформу)

Дмитрий Шилин. Фото автора и из архива Бориса Николаевича Баженова

Запорожье. 2009 год

Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей

18-летний Борис Баженов со значком «Ворошиловский стрелок»

Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей

Борис Николаевич с женой Аллой Александровной. Она работала учительницей младших классов

Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей

Борис Николаевич Баженов на трибуне во время демонстрации трудящихся 7 ноября

Немцы-военнопленные строили в Запорожье глушительные боксы для авиадвигателей

Космонавта Павла Поповича по его просьбе Борис Баженов возил в Бердянск — на встречу с трудящимися


Комментарии читателей