Индустриальное Запорожье - новости Запорожья

Блог Владислава Николаева, Украина
Общество должно жить по Конституции
Поделиться

Общество должно жить по КонституцииВладислав Николаев, политолог.

В эти дни мы отмечаем 20-летие украинской Конституции, которая в июне 1996 года формально завершила создание независимого украинского государства.

Тогда Конституция Украины стала компромиссным вариантом выхода из глубокого политического кризиса, вызванного противостоянием между Президентом и Верховной Радой, различными политическими силами – от коммунистов до национал-демократов, многие задаются вопросом о том, а соответствует ли основополагающий Закон Украины реалиям сегодняшнего дня?

Сама постановка такого вопроса в корне неправильна. Не Конституция должна соответствовать состоянию общества, а общество должно жить по Конституции. Основной Закон устанавливает моральные и правовые основы функционирования государства. Эти нормы универсальны, и не зависят от времени. Достаточно сказать, что за двести с лишним лет в Конституцию США было внесено около 30 поправок.

У нас же другая ситуация. Наши политики хотят вертеть законами в своих интересах, подгонять их под свое видение политической ситуации. Даже оправдание нашли – политико-правовые обстоятельства, политическая целесообразность… Это ведет к правовому нигилизму, ибо сегодня у общества превалируют одни взгляды, завтра они изменятся, и так до бесконечности. А правила игры должны быть постоянны. Беда украинских политиков заключается в том, что они, приходя к власти, думают, что это навсегда, и стремятся новыми законами, конституционными изменениями укрепить свою власть. Точно так считал Ющенко в 2005, в этом был уверен и Янукович в 2010. Такова же модель руководства и у нынешнего Президента Украины.

Конституционные изменения в части децентрализации, власть также рассматривает с точки зрения усиления полномочий центральной власти. Да, на словах говорится о том, что регионы получат больше прав, больше финансовых полномочий, будут сами формировать исполнительные органы. При этом умалчивается, что в регионы – от области до района – будут направлены ее комиссары, которые, не будучи избранными, не имея мандата доверия со стороны громад, получат полномочия отменять любые решения избранных органов местной власти. Во-вторых, все прекрасно понимают, что полномочия без финансов никому не нужны. Почему власть не хочет пойти по европейскому пути, взяв хотя бы польский опыт, где финансовые отношения между центром и регионами закреплены в Конституции в разделе «Публичные финансы» — остается вопросом.

Закон о доходах органов территориального самоуправления определяет структуру доходных источников соответствующих органов местного и ре-гионального самоуправления. В частности, указаны источники доходов гмин, повятов и воеводств, которые не могут быть изменены просто так, в начале каждого года большинством голосов при формировании бюджета. Это и понятно, если центральная власть в ручном режиме, каждый год, меняя структуру доходов местного самоуправления, будет определять сколько денег в каждом году будут получать территории, то в принципе невозможно создать какой-либо план развития территории на 3-5-10 лет. И грош цена такой децентрализации.

Что касается, предполагаемых Конституционных изменений в части Донбасса, то о них даже говорить не хочется. Ибо очевидно, что в их основе лежит не желание власти наладить ситуацию, выйти из кризиса, а тот самый политико-правовой принцип. Сегодня нас к этому принуждают, и мы должны это сделать. Но, как только ситуация изменится, то все отберем. Понятно, что с таким подходом к Конституции далеко не уедешь.

И все-таки, сегодня совершенно очевидно, что в украинскую Конституцию нужно вносить серьезные изменения. Актуальными остаются вопросы прав и свобод людей, отсутствие эффективных механизмов сдержек и противовесов между разными ветвями власти. Это видят и понимают многие.

Каким –то промежуточным выходом могла бы стать выработка Кон-ституционного меморандума, в который бы внесли свои предложения политические партии, правоведы. Все стороны обнародовали бы свои принципы и приоритеты, и дальше бы пошел полноценный Конституционный процесс. Но, это не представляется возможным в условиях нынешней политической ситуации в стране. Если это так, то стоит ожидать того, что изменения в Конституцию, если таковые и будут, вновь, как и 20 лет назад, будут предметом политических торгов, политико-правовых решений, принципами политической целесообразности.